Мнение: Душа обязана трудиться
Молодые украинцы привыкли не напрягаться на работе. Но в скором времени все может измениться, ведь волна молодежной безработицы захлестывает Европу и может докатиться до Украины
Я выросла с верой в то, что украинцы – очень трудолюбивый народ. Об этом пели песни, показывали кино, а по радио и ТВ про "трудовой подвиг" твердили в каждом выпуске новостей. В шкафу у моих родителей в красивых красных коробочках лежали медали ветеранов труда, выданные за беспрерывный 30-летний стаж, и куча грамот за различные трудовые свершения. В юности эти предметы вызывали у меня благоговение – было даже жаль, что родители никогда не носят свои медали и никто не знает об их трудовом героизме.
Развенчание мифа о трудолюбии украинцев произошло у меня в два этапа. Первые сомнения закрались, когда я поехала учиться в США и увидела, как принято работать там. За год учебы мне пришлось прочитать раза в два больше литературы и написать раза в три больше работ, чем за пять лет в отечественном вузе. При этом никто из однокурсников не жаловался на загруженность, а многие еще и подрабатывали в нескольких местах, чтобы оплатить обучение. Второе просветление наступило в Южной Корее, где 14-часовый рабочий день – это норма, а отпуск – понятие для слабаков и лодырей.
Таким образом мне открылась истина: трудолюбие остается национальной чертой украинского народа лишь в сказках, песнях и байках. И первопричина этого – наверное, низкая мотивация в течение последней сотни лет. Ведь еще в советские времена вместо повышения зарплат людям выдавали грамоты и медальки. Не последнюю роль сыграла и массовая культура, совершившая поворот от воспевания труда поэтами соцреализма до создания культа ничегонеделанья в духе постмодернизма.
Любопытное исследование недавно опубликовала немецкая компания GfK. Опросив 30 тыс. молодых работников в 29 странах, социологи выяснили, что они дольше работают и подвергаются большему стрессу, чем старшие коллеги. Впрочем, интересно то, что в Украине обратная тенденция. Так, среди работников 18–29 лет только 17% жалуются, что часто испытывают стресс на работе, тогда как в группе 40–49-летних таких 30%. Также лишь 7% молодых украинцев работодатель может заставить трудиться сверхурочно. Среди работников среднего возраста таких 22%.
Эти данные подтверждают то, на что давно жалуются многие украинские работодатели. "Не париться" – вот главная карьерная цель молодого поколения, чьи трудовые будни протекают во многочисленных социальных сетях.
Мне как-то пришлось общаться с молодым человеком, который главной мотивацией для работы назвал расположение офиса прямо напротив своего дома. Также не раз наблюдала картину, когда молодые и перспективные претенденты на вакансию растворялись в воздухе на долгие месяцы, получив тестовое задание.
В Украине молодежная безработица значительно ниже, чем в среднем по Европе, – около 12%. Но официальные данные никогда не показывали полной картины занятости. Не секрет, что в прошлом многие молодые украинцы, не найдя работу дома, как раз и отправлялись на рынки труда Испании, Португалии и Греции. Теперь возможностей трудоустроиться за границей у них гораздо меньше, и это так или иначе ведет к дефициту рабочих мест внутри страны. По прогнозам профсоюзов, реальный, а не официальный уровень безработицы в Украине за этот год может вырасти на 28%. А это значит, что те, кто сейчас оканчивает вузы, должны задуматься, как повысить свою конкурентоспособность и не стать "потерянными", а те, у кого работа уже есть, – цепляться за нее зубами. В ближайшие годы трудолюбие в Европе снова войдет в моду, и Украина не будет исключением.
Ольга Вальчишена, заместитель главного редактора журнала Фокус