Мнение: Сезон закручивания гаек
Все аресты бывших и действующих чиновников нужны лишь для того, чтобы создать естественный фон для торжественной посадки Юлии Тимошенко
На этой неделе тягучий июльский воздух взорвался очередным арестом – на этот раз сотрудники Генпрокуратуры при поддержке СБУ абсолютно неожиданно арестовали главу Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Василия Волгу. После ежедневных судов в прямом эфире над бывшим премьер-министром и периодических вызовов на допросы экс-президента Кучмы нечему уже, в общем-то, удивляться. Однако кое-что стоит отметить.
Случай с Волгой – это не рядовой арест бывшего чиновника. Это арест чиновника действующего, верно служащего нынешней власти и преданного лично Януковичу. Это арест политика, который шел за эту власть на свои баррикады. Лютым февралем 2010-го, в прединаугурационной лихорадке провозглашались тосты – и первым "за нашего президента" предлагал поднять бокалы именно Волга (в чем автор этих строк может письменно заверить ГПУ).
Сегодня наверняка не без ведома президента его "закрыли". Поэтому вывод номер один – отныне понятия верности и преданности первому лицу полностью девальвированы, эти категории больше не дают никаких гарантий, и даже если ты лично лечил Виктор-Федорычу мениск и срывал глотку за него на трибунах, это ровным счетом ничего не значит. Котировки верного служения обвалились до состояния технического дефолта. И теперь другие политики из окружения Януковича могут всерьез задуматься о своих необдуманных словах и уж точно больше не рисковать, заслоняя своим авторитетом первое лицо. Потому что завтра разменять уже могут их.
Понятно, что в ситуации повальных арестов членов бывшего Кабмина арест одного представителя нынешнего Кабинета Азарова – не показатель. Но, вероятно, потому он и был нужен.
Посудите сами – арест Тимошенко неотвратим, как 1 сентября, и в почетном ряду подозреваемых на скамье подсудимых рядом с бывшим премьер-министром оказываются поочередно бывший министр внутренних дел, дважды экс-президент, свита из чиновников различного ранга бывшего правительства и в завершение – действующий глава Госфинуслуг. Всем (кроме Кучмы по причине возраста) – заключение. Аплодисменты. Занавес.
Вывод номер два: арест Волги является одним из заключительных действий драмы под названием "нейтрализация главного конкурента на прошлых/будущих выборах". Где, как бы это ни было обидно другим, все остальные арестанты – лишь фон для торжественной посадки Юлии Тимошенко, которая, судя по нынешним темпам, может состояться уже в ближайшие недели.
Бей своих, чтоб чужие боялись – византийский принцип. Обвинить Януковича в византизме было бы непомерной лестью, но показать чужим (то есть Европе), что аресты касаются всех, кому-то в его окружении представляется архиважным.
Вывод номер три напрашивается по техническим причинам – если коммунистов (Волга вошел в исполнительную власть именно по квоте Блока левых сил) начинают лишать хлебных позиций, то очень скоро они могут покинуть ряды правительственного большинства. Осталось только Калетника из таможни выкинуть – и дорога наследникам новой власти будет открыта.
В свое время был такой анекдот: если в СССР строили коммунизм, то в Украине – "кумунизм", где кум куму друг, товарищ и работодатель. Отсюда вывод номер четыре: после объявления о планируемом превращении коллегиального органа Госфинуслуг в национальный со всеми вытекающими отсюда вкусными последствиями у Василия Волги мог попросту появиться конкурент за хлебное место из числа ближайшего круга первых лиц, который под шумок решил взять должность себе. Остается просто дождаться назначения – и все станет ясно. Нелишним будет добавить, что рядовой однофамилец действующего премьера Андрей Азаров из Первого кредитного общества Одессы, с которым у Волги и его бывшего, ранее арестованного заместителя Адамовича случился нешуточный корпоративный конфликт, по словам очевидцев, прилюдно обещал посадить все руководство Госфинуслуг. Не исключено, что этим корпоративным конфликтом вполне мог кто-то воспользоваться в корыстных целях, преподнося это на Банковую как повод для передела кредитно-страхового рынка под эгидой "борьбы с коррупцией".
И последнее. Арестованный В. (как вначале он указывался ГПУ) подозревается в получении взятки своим подчиненным Адамовичем в феврале 2011 года в размере 2 миллионов гривен. Зная арестованного лично не менее хорошо, чем многих других министров и депутатов, могу с уверенностью сказать, что это несерьезно.
Кто будет следующим – ждем с придыханием.
Олег Бондаренко, политолог