Мнение: Удар Мирзаева

Шум вокруг драки чемпиона по смешанным единоборствам Расула Мирзаева и студента Ивана Агафонова, после которой студент умер, говорит об общем кризисе социальной справедливости в России, пишет в своем блоге на Фокус.ua социолог Алексей Шестаковский

В середине августа в московском клубе подрались студент Иван Агафонов и чемпион по смешанным боям Расул Мирзаев. Столкнулись из-за девушки, потом слово за слово, произошел конфликт. Драки как таковой не вышло – чемпион нокаутировал студента ударам кулака в скулу и уехал. Студент упал, ударился головой, повредил мозжечок и скончался через четыре дня.

Общественность в России бурно обсуждает этот случай, не забывая упоминать национальность парней. Мирзаев – дагестанец. Кто Агафонов – точно неизвестно, но явно не "кавказец". МВД опасается массовых выступлений фанатов и националистов. Выпущенного было под залог бойца, оставили под арестом, чтобы лишний раз не провоцировать беспорядки.

Подробности и ход дела легко найти через поисковик Google, но показателен сам резонанс. Обычная ссора молодых людей на отдыхе становится политическим делом, настойчиво сворачивающим в национальную плоскость. Попытки этнизировать конфликты были всегда. Опасно, когда это поддерживают десятки и сотни тысяч людей.

Многие "межнациональные" конфликты, по большому счету, стоят в одном ряду с безнаказанными преступлениями чиновников или детей богатых родителей

Исток проблемы, понятно, не в генетической непримиримости разных народов, а в подчеркнуто несправедливых порядках в России. Коррупция во всех сферах, гигантская власть и произвол чиновников и силовых структур, а значит – невозможность вести бизнес, очень условное правосудие. На это накладывается резкое уменьшение жизненных шансов для большинства и ухудшение образования. Из-за чего общие ценности и нормы исчезают, зато появляется склонность искать простые ответы на вопрос "кто виноват?".

Межнациональные конфликты – стандартный путь сублимирования недовольства несправедливостью. Изначальная полиэтничность усугубляется непродуманной миграционной политикой. Культурные различия начинают восприниматься намного острее. Большая спаянность и неформальные связи кавказских этносов позволяет чаще выплывать наверх и навязывать свою волю в условиях атомизированного и коррумпированного общества. А нищее и бесправное существование мигрантов из Средней Азии толкает многих из них на полукриминальную жизнь.
В результате, многие начинают проводить границу между справедливостью и несправедливостью не между честным полицейским и взяточником, а условно – русским и нерусским. Многие "межнациональные" конфликты, по большому счету, стоят в одном ряду с безнаказанными преступлениями чиновников или детей богатых родителей, вроде наезда на людей по пьяной лавочке.

Случай Мирзаева-Агафонова не привлек бы внимания без Кондопоги, Манежной площади, Сагры и многих подобных происшествий, не попавших в медиа. Обычная реакция властей в таких случаях – не справедливое разбирательство, а попытка утрясти дело неформальными способами. Плюс неэффективные призывы к толерантности и полицейские репрессии как профилактика. Они не ликвидируют источник проблемы, а значит – межнациональное напряжение в России в ближайшее время вряд ли спадет.

Фигурально выражаясь, Расул Мирзаев своим левым хуком больно уязвил гражданский мир в России. Сейчас он еще устоит, но после очередного удара вполне может рухнуть.

В Украине, вроде бы, еще нет такой проблемы. Хотя поводы для разжигания розни найти нетрудно. Украинские студенты тоже, бывает, конфликтуют с иностранными. В Крыму татары периодически сталкиваются с нетатарами на бытовой или экономической почве. Но желающие представить эти события межэтническими конфликтами все еще остаются маргиналами.

Это радует – но в меру. Украина не выглядит справедливым обществом. Коррупция и разрушение судебной системы стали общим местом. Все сложнее найти работу или создать собственное дело, в котором можно найти свое призвание и достойный доход. Патерналистские ожидания намного популярнее, чем солидарность и взаимное доверие. А мигранты продолжают фильтроваться через дырки в границе и законодательстве, неизбежно рискуя стать козлами отпущения.

Если линия между справедливостью и несправедливостью станет похожей на межэтническую границу – уговоры жить дружно не помогут.

Фокус.ua