Мнение: Машина времени и денег
Национальный банк страны готов чеканить неограниченное количество золотых и серебряных монет, чтобы отучить украинцев скупать валюту
Нацбанк выпустил первые инвестиционные монеты — золотые и серебряные гривны с изображением архистратига Михаила. Номинал золотых монет — 20 и
5 гривен, серебряных — 1. Золотая "мелочь" в зависимости от веса может обойтись потенциальному покупателю в 1500 грн. Цена серебряной монеты — около 250 грн. Центробанк не собирается ограничивать тираж инвестиционных монет и будет чеканить их столько, сколько потребуется рынку.
Регулятор крайне заинтересован в том, чтобы нашлось максимальное количество покупателей золотых и серебряных гривен. Тем более что в хранилищах НБУ около 29 тонн золота
НБУ и раньше выпускал золотые и серебряные монеты, и, на первый взгляд, гривны с архистратигом Михаилом от предыдущих ничем существенно не отличаются. Но только на первый взгляд. Раньше монеты из драгоценных металлов предназначались исключительно для коллекционеров. НБУ чеканил монеты, продавал их и никогда не выкупал обратно — нумизматам такой сервис ни к чему. Сейчас Нацбанк предлагает выкуп инвестиционных монет, потому что они предназначены для иной целевой аудитории.
По сути, золотые и серебряные гривны близки к старинным, тем, которые в былые времена считались основными деньгами. Так что в идеале инвестиционные монеты вполне могут быть альтернативой наличной валюте.
Этого Центробанк и добивается — за счет инвестиционных монет он хочет отучить украинцев от привычки скупать доллары и хранить их дома, как говорится, под матрасом или в трехлитровой банке. В прошлом году массовая скупка населением "зелени" заставила Нацбанк тратить свои золотовалютные резервы. По итогам 2011-го запасы НБУ уменьшились почти на $8 млрд. Но американская валюта нужна стране не только для того, чтобы удовлетворять запросы населения, а прежде всего для оплаты газа, купленного
у России. Вот и возникла идея предложить соотечественникам альтернативу: вместо долларов — инвестиционные монеты. И, поверьте, регулятор крайне заинтересован в том, чтобы нашлось максимальное количество покупателей золотых и серебряных гривен. В хранилищах НБУ около 29 тонн золота, которое вполне можно использовать, чтобы уменьшить спрос на наличную валюту.
Впрочем, в отличие от валюты, инвестиционные монеты не являются средством платежа. Они — лишь объект инвестирования и пригодны только как форма хранения сбережений. Так захотят ли украинцы их покупать?
Банки давно предлагают такую услугу, как покупка-продажа слитков из драгоценных металлов — золота, серебра и платины. Несмотря на то, что желающих приобрести слитки достаточно, валюта все же пользуется большей популярностью. Лишь летом прошлого года, когда курс доллара резко упал, спрос на золотые слитки пошел вверх. Дело в том, что они не очень ликвидны. Разница между ценой покупки и продажи золотых или серебряных слитков может достигать 15—20% или даже 40%, и ждать, когда же стоимость скупки значительно превысит стоимость продажи, приходится долго. С валютой все гораздо проще: в обменниках таких спредов не бывает.
Зная о проблемах рынка золотых слитков, НБУ намерен установить 5-процентный лимит на разницу между ценой покупки и продажи инвестиционных монет, делая их более привлекательными для населения, чем слитки.
Еще один плюс наличной валюты — простая проверка на подлинность. Чтобы выявить поддельный доллар, понадобится немного времени и минимум оборудования. С золотыми монетами процедура сложнее. Да и не стоит забывать: первые фальшивомонетчики подделывали как раз золотые и серебряные монеты. Банкам, покупающим инвестиционные гривны, без экспертизы на подлинность монет не обойтись. Настоящую монету всегда можно расплавить и изготовить копии с примесью других металлов. Такую уловку на глаз не определишь, необходима качественная экспертиза. И снова вопрос: кто за нее будет платить — банк или клиент?
Пока сложно спрогнозировать, откажутся ли люди от зеленых бумажек в пользу желтого дьявола. Очевидно одно: НБУ создаст для желающих режим наибольшего благоприятствования. Бумага для него дороже металла.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра