Мнение: Конституционная чесотка

У каждого президента Украины рано или поздно возникает идея изменить конституцию. Даже, несмотря на то, что у каждого из них она была "своя", пишет в своем блоге на Фокус.ua Андрей Пышный, член политсовета политической партии "Фронт Змін", кандидат юридических наук

Как только президентский срок подходит к концу, будущий бывший глава государства "заводит шарманку" о том, что его не устраивает конституция. Особенно удивительно слышать подобные нарекания от нынешнего президента Виктора Януковича. Он не только вернул себе "суперпрезидентские" полномочия Леонида Кучмы, но и значительно расширил их обычными законами. Максимальное расширение полномочий Януковича произошло лавинообразно, без малейших сдержек со стороны Конституционного суда. А закон о Кабинете министров подорвал значение не только Верховной Рады и правительства, но, что хуже всего – представительной демократии как таковой. Он провозглашает, что "программа деятельности Кабинета Министров Украины базируется на предвыборной программе Президента Украины". Таким образом, Верховная Рада полностью исключена из любого управления стратегическими процессами в государстве. По логике этой формулировки, выборы в Раду уже ничего не решают и теряют всякий смысл. В стране остаются – пока? – единственные настоящие выборы – президента. Логика, заложенная в закон о Кабинете министров – извращена и не соответствует устоявшемуся европейскому пониманию парламента, как высшего законодательного и представительного органа народа. Так, влияние главы государства на определение курса страны не может перекрыть даже парламент большинством голосов.

Нынешним "танцорам", имеющим всю возможную и невозможную власть, видите ли, конституция мешает

Даже в такой "суперпрезидентской" республике, как Франция, на программу действий правительства влияет парламент, а не президент. В противном случае теряется всякая логика представительной демократии.

Еще в средневековых монархиях парламенты определяли налоги и стратегию развития своих королевств. Монархи же, которые нарушали это право парламентов, как правило, заканчивали трагично. Если бы президент Янукович хотел легитимно распространить отмену конституционной реформы на себя, ему необходимо было бы объявить досрочные президентские выборы. Парламент должен был бы пойти таким же путем.

А так, страна получила явную узурпацию власти. Была создана коалиция "тушек" и нелегитимное правительство. Теперь в Украине уже полтора года полулегитимный президент, присвоивший намного больше полномочий, чем ему дал народ. В результате, Украина живет в мегапрезидентской республике, – если это еще республика. Главный дефект которой – получив полноту власти, глава государства не желает признавать, что на нем теперь лежит и вся ответственность. Так, еще в январе 2010 года Янукович обещал "улучшение уже сегодня". В апреле 2010 года заявил: "Я обещал повышение пенсий и заработных плат. Это будет. Но что касается остального – нужно затянуть пояса, немного потерпеть". Это "немного" Сергей Тигипко оценил в один год. Позже Николай Азаров его поправил, сказав, что "видимых результатов" нужно ждать два-три года. А недавно уже теперь бывший вице-премьер Андрей Клюев решил не бояться и заявил, что для того, чтобы "разбудить спящую красавицу Украину" и "превратиться в новую точку роста на карте Европы" надо 10-15 лет. Горизонт улучшений, судя по всему, пока отодвигается все дальше.

Президенту Кравчуку разговоры о конституционной реформе нужны были для становления власти и борьбы с конкурентами, Кучме – для получения полновластия, а впоследствии, для лишения его следующего президента. Ющенко – для оправдания перед собой и людьми своей бездеятельности.
Нынешней власти разговоры о конституционной реформе нужны, во-первых, для оправдания перед избирателями своей неэффективности и провалов. Мол, конституция мешает. Хотя, чему она может мешать, если ее усилиями ВР и КС превратили в тряпку?

Во-вторых, изменения в конституцию готовятся президентом Януковичем исключительно для того, чтобы остаться во власти и после 2015 года. Это старый "финт" Кучмы. Нынешний президент прекрасно понимает, что шанс выиграть следующие президентские выборы тает для него с каждым месяцем и каждым фактом вопиющего "покращення".

Простой вопрос: Что хочет изменить в конституции президент Янукович? Ведь у него есть все и даже больше – бери и делай, если хочешь и можешь. А нет – не могут и не хотят. Нынешним "танцорам", имеющим всю возможную и невозможную власть, видите ли, конституция мешает, а точнее отсутствие в ней всего двух статей "гарантии переизбрания Виктора Януковича" и "порядок престолонаследования".

Конституционная реформа неизбежна. Но не как инструмент увековечивания династии Виктора Януковича, а как механизм широкого общественного диалога для восстановления баланса власти и возвращения ее из полулегального, автократического положения к демократическим принципам. Но это станет возможным не сегодня и не с этим парламентом.

Фокус.ua