Руки прочь. Общественный контроль – единственный способ украинцев для борьбы с коррупцией

Общественный контроль — отличное и пока единственное доступное украинцам средство для борьбы с коррупцией в сфере госзакупок

Есть два самых распространенных способа воровства бюджетных денег: с помощью торговли какими-либо льготами или привилегиями и под видом тендеров, организованных так, чтобы в выигрыше осталась близкая к чиновнику компания. В первом случае поймать за руку злоумышленника могут только сотрудники правоохранительных органов. Во втором — вычислить жулика по силам и нам с вами.

После того как широким массам стали известны подробности покупки государством колышков стоимостью 4,9 млрд гривен у компании, связанной со структурами народного избранника Юрия Иванющенко, чиновники тут же объявили об отмене результатов тендера. Выяснилось, что метр изделия из пластика стоит приблизительно 10–20 гривен. В то время как тендерная цена перевалила за отметку в 100 гривен. В высоких кабинетах свое решение об отмене тендера объяснили просто: дескать, реакция общественности подтолкнула к мысли о поисках другого способа разметить земельные участки. Например, при помощи GPS-технологий, как это делается во всем мире. Правда, никаких телодвижений в GPS-направлении после этого так и не было сделано. Но 4,9 млрд гривен, пусть и ненадолго, остались в казне.

После того как стали известны подробности покупки государ-ством колышков стоимостью 4,9 млрд гривен у компании, связанной со структурами народного избранника Юрия Иванющенко, чиновники тут же объявили об отмене результатов тендера

Еще один показательный пример общественного контроля госзакупок имел место минувшим летом: в дочернем предприятии НАК "Наф-тогаза Украины" — "Укргаздобыче" неожиданно приняли решение обзавестись сетью автозаправок по всей стране. При этом продавца АЗС "Укргаздобыча" выбирала по неконкурентной процедуре закупки "у одного участника", то есть закупка проводилась по цене, предложенной непосредственно продавцом. Тот, естественно, экономить не стал и запросил 1,3 млрд гривен за 72 заправки. Эксперты в недоумении разводили руками, так как ожидалось, что стоимость этих АЗС в два, а то и три раза меньше. Публикация тендерных нюансов привела к срыву сделки в 1,3 млрд гривен.

К сожалению, рецепт, описанный выше, не сработал с так называемыми "вышками Бойко". Речь идет о двух купленных Украиной самоподъемных буровых установках, общая стоимость которых составила $800 млн (6,4 млрд гривен). Предполагается, что платформы будут добывать газ на Безымянном и Одесском месторождениях. В оппозиции требуют проверить факты злоупотреблений при приобретении установок. Там полагают, что проведенные тендеры — фиктивные, а цена, заплаченная Украиной за установки, запредельно высокая. Впрочем, история еще не закончена. Расследование, вероятно, затянется, поскольку касается сразу нескольких зарубежных компаний, причастных к сделке.

Помимо обнародования той или иной информации о тендерах, спугнуть нечестных на руку чиновников могут и информационные или депутатские запросы. В "Центрі протидії корупції" группа юристов объединилась ради того, чтобы получать хоть какую-то реакцию правоохранительных органов на тендерную коррупцию в том случае, если они самостоятельно не реагируют на публикации в прессе. Для этого юристы наладили связь с народными депутатами Лесей Оробец, Виктором Матчуком и Анатолием Гриценко, от чьего имени и направляют запросы в прокуратуру и другие контролирующие органы с просьбой приглядеться к тому или иному тендеру.

Например, не так давно Харьковский университет МВД планировал арендовать помещение для своего филиала в Полтаве у компании, связанной с одним из харьковских сотрудников правоохранительных органов. Стоимость аренды — миллион гривен. Депутатский запрос был отправлен в местную прокуратуру уже по факту сделки. Его переадресовали в Госфининспекцию, а уже оттуда пришло сообщение, дескать, результаты этого тендера только что были аннулированы. Повода для уголовного дела уже нет. Ну, хоть миллион гривен остался. Благодаря подобным запросам также удалось узнать, что в Печерском районе Киева дорожники заплатили этой зимой за вывоз снега не 2,2 млн гривен, а в два раза меньше; в Никитском ботаническом саду не будут устанавливать простенькую скульптуру стоимостью в полмиллиона гривен; а для питания донецким школьникам закупили в результате куриные окорока не по 35 гривен за килограмм, а по 20.

С коррупционерами можно и нужно бороться. Государственный бюджет — это наши с вами деньги, а не чиновников, которые всего лишь наняты для распределения средств на общее благо, а не для распила бюджета и "покращення життя" отдельно взятых граждан.

Юрий Николов, "Наші Гроші"