Велено – не пущать. Кому выгодна война за покупателя между производителями

Один из самых любимых аргументов защитников "отечественного производителя", дескать, "дешевый импорт" вынуждает местные компании закрываться и увольнять бедных рабочих, но так ли это на самом деле, пишет в своем блоге на Фокус.ua политический аналитик Владимир Золоторев

Related video

Аргумент основан на истинном утверждении: в конкурентной среде тот, кто производит более дешевый товар, при прочих равных вытесняет с рынка того, кто производит более дорогой. Соответственно, производитель дорогого товара в этом случае несет ущерб, так как покупатели предпочитают дешевый. Хорошо это или плохо? Безусловно, хорошо. Проигрывает только незадачливый производитель, а покупатели — выигрывают. Можно, конечно, пожалеть бедолагу, но возникает простой вопрос — кто, собственно говоря, для кого существует — потребители для производителей или все-таки наоборот?

Кроме прочего, от того, что производитель у нас "иностранный", на самом деле, ничего не меняется. "Иностранность", как мы убедились в 1991-м, штука наживная, а для экономики вообще ничего не значащая. Производитель с соседней улицы точно также "отнимает рабочие места", как и "иностранец". Если доводить аргументы защитников украинских производителей до конца, то фактически, их нужно защищать не только от иностранных производителей, но и друг от друга. Рабочие места должны в этом случае считаться незыблемой национальной ценностью и охраняться государством.

Разница между "своим" и "иностранным" существует только для государства, которое объявило своей собственностью некую территорию и милостиво разрешило конкуренцию внутри этой территории

Разница между "своим" и "иностранным" существует только для государства, которое объявило своей собственностью некую территорию и милостиво разрешило конкуренцию внутри этой территории. Если Южная Борщаговка вдруг отделится от Украины, то она тоже станет "защищать свой рынок" потому как у правительства Южной Борщаговки появится потребность в отчетности, вычислении торгового баланса и другой бессмысленной деятельности, которой заняты правительства.

Теперь посмотрим, что меняется от "защиты производителя" для нас с вами. Например, у нас есть некий колхозный рынок, где продаются, допустим, яблоки. Иван и Микола продают яблоки по 20 гривен, а Петро по 30. Иван и Микола лучше работают или у них лучшие технологии или их сады просто находятся в более пригодном для садоводства месте — неважно, важно другое – их товар такого же качества и дешевле. Но Петро обладает связями, например, он кум директора рынка. Он уговаривает директора ввести "защитные пошлины" для яблок Ивана и Миколы, так, чтобы цена их яблок была "справедливой". В итоге, все яблоки продаются по 30 гривен. Вопрос — кто платит пошлину? Ответ — покупатели на рынке. Вопрос — кто выигрывает от этого? Ответ — Петро. Фактически, покупатели из своего кармана оплачивают его существование. Более того, они несут убытки так, как им запрещают покупать яблоки по цене, на которую согласен продавец, то есть, по 20 гривен. При этом если бы не было пошлины, Петру пришлось бы улучшать свое производство и узнать, что позволяет Ивану и Миколе быть более производительными. От этого опять же, выиграл бы только покупатель. А так — проигрывают все, выигрывает один Петро.

Все это к вопросу об очередном введении пошлин на импортные автомобили. Прямо оценить ущерб от введения 15% пошлины, которая касается и подержанных автомобилей, невозможно. Поскольку, вряд ли удастся подсчитать, сколько потенциальных покупателей отказались от приобретения автомобиля из-за повышения его стоимости. Например, вы планировали купить машину, так как это позволило бы вам устроиться на более высокооплачиваемую работу. Для страны в целом рост вашей зарплаты означает рост вашего вклада в "общественное богатство". Теперь этого роста не будет. Кто-то планировал использовать авто для перевозок в малом бизнесе или такси. Сколько мы все теряем от этого — неизвестно.

Украинский рынок потребляет около 200 тысяч новых машин в год. Рынок подержанных авто оценить труднее, допустим, их столько же. Допустим, средняя стоимость автомобиля — $10 000. 15% пошлина в этом случае составляет 600 миллионов долларов в год. Можно сказать, что эта сумма – упущенная выгода, точнее — ее видимая часть. Можно разделить эту сумму на количество работающих в нашем автопроме — мы же говорим о "защите рабочих мест". Получим среднюю цифру примерно $2500 в месяц. То есть 15% пошлина обойдется рядовым украинцам дороже, чем, если бы за их счет платилась зарплата сотрудникам отечественных компаний даже без какого-либо производства.

Фокус.ua