Сезон инквизиции. Акция Femen показала, что для старта "охоты на ведьм" достаточно малейшего повода

Противоречивая акция Femen показала, что для старта "охоты на ведьм" достаточно самого незначительного повода. Слишком долго накапливались злость и раздражение украинцев, недовольных происходящим вокруг, но бессильных что-либо изменить

Related video

Их обещают выпороть розгами и передушить, уличают в служении сатане, называют "отходами общества", "маргиналами наряду с бомжами и наркоманами". Гневные эпитеты, которые говорят лишь о бессильной ненависти их авторов, — стандартная реакция консервативной части общественности на публичные действия женского движения Femen. Их акции раздражают, так как зачастую выходят за рамки привычных представлений о том, что допустимо, а что нет.

Но на этот раз участниц движения осуждают даже те, кто раньше им сочувствовал или, по крайней мере, оставался безразличным. Надо признать, активистки и правда превзошли самих себя, спилив бензопилой деревянный крест на холме возле майдана Незалежности в Киеве. Свои действия девушки пояснили тем, что "призывают здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин". Однако не были поняты даже своими недавними сторонниками.

К слову, Femen проводили акцию в знак солидарности с панк-группой Pussy Riot, участниц которой Хамовнический суд Москвы приговорил к двум годам колоний за панк-молебен в храме Христа-Спасителя. При этом парадокс заключается в том, что активисток Femen осудили даже те, кто сочувствует россиянкам из Pussy Riot. А таких в Украине немало. В день оглашения приговора в их поддержку у посольства Российской Федерации в Киеве состоялся многолюдный пикет. В украинском сегменте интернета у Pussy Riot найдется еще больше защитников, среди которых и юристы, и музыканты, и журналисты.

В католической Польше тысячи людей вышли на улицы Варшавы, требуя убрать деревянный крест с площади перед президентским дворцом — власти их требованиям уступили

Движению Femen это не помогло. Подтверждение тому — социальные сети. Те пользователи, которые на своих страницах сочувствовали Pussy Riot и осуждали неоправданно суровый приговор российского суда, тут же гневно обличали активисток Femen. Мол, Pussy Riot никого не оскорбляли и ничего не ломали, а феменки сделали и то и другое.

И логика в таких рассуждениях присутствует. Не секрет, что атаки на памятники и монументы все эти годы были методом радикальных националистов и откровенных неонацистов. В Youtube есть сотни роликов, на которых "неизвестные патриоты" с кувалдой и молотом в руках разрушают памятники советской эпохи. Политическая культура радикальных правых вообще не предполагает терпимого отношения к оппонентам. И тот факт, что в случае с крестом Femen использовали именно такой метод, отталкивает от них даже тех, кто не испытывает энтузиазма при виде религиозных символов или сооружений.

Более цивилизованный пример отстаивания своих представлений о том, где в общественном пространстве должны находиться предметы религиозного культа, не так давно продемонстрировала Польша. В 2010 году в этой католической стране тысячи людей вышли на улицы Варшавы, требуя убрать деревянный крест с площади перед президентским дворцом. Крест был установлен в память о погибшем в авиакатастрофе президенте Лехе Качиньском. Ссылаясь на светский характер польского государства, демонстранты потребовали перенести памятный крест в костел и добились своего — власти их требованиям уступили.

В Украине пока сложно представить нечто подобное. Здесь если кто-то и добивается постоянных уступок от власти, так это организованная религия. В России ситуация еще хуже: там, похоже, государство уже почти слилось с православной церковью — или же наоборот.

Что касается движения Femen — их последняя акция сработала в качестве зеркала, в котором отразилось само украинское общество. Недовольные происходящим вокруг, но бессильные что-либо изменить, украинцы выплескивают свой гнев при первом подходящем случае. Вот только объектом для ненависти становятся не те, кто ее заслуживает — коррумпированные чиновники в спайке с большим бизнесом, прогнившие суды и опасные для жизни и здоровья граждан "правоохранители", а те, кто самим своим существованием или действиями указывают на болезни нашего общества.

И если в России такой мишенью стали девушки из Pussy Riot, то в Украине на их месте вполне могут оказаться девушки из Femen. Милиция уже возбудила против них уголовное дело по статье "хулиганство". Голоса, истошно призывающие "Распни, распни их!", звучат все громче, а желающие бросить камень понемногу образуют живую очередь.

Виталий Атанасов, обозреватель отдела Общество