Все под контролем. Почему украинцы не хотят делать покупки с помощью платежных карт

Власть хочет заставить украинцев делать все мало-мальски солидные покупки с помощью платежных карт, забывая, что в стране нет доверия к банковской системе и необходимой инфраструктуры

Related video

Ни одна избирательная кампания в Украине не обходится без обещаний вывести экономику из тени. Нынешняя борьба за места в парламенте не исключение. Народные избранники уже подхватили инициативу Нацбанка контролировать финансовые потоки в стране по-европейски — с помощью безналичных расчетов, постепенно заменив купюры пластиковыми картами. Соответствующий законопроект был рассмотрен в первом чтении. Согласно документу, НБУ получит право ограничивать расчеты наличностью не только для хозяйствующих субъектов и частных предпринимателей, но и для населения. Контролировать соблюдение ограничений будет налоговая служба. Эксперты уверены: ждать выборов депутаты не станут и одобрят закон уже в начале осени.

На первый взгляд, это правильное и необходимое решение. Во многих странах Евросоюза, например, Италии, Швеции, Греции и Бельгии, действует запрет на оплату наличными свыше определенной суммы. И попытки украинцев рассчитаться за границей стопками купюр уже не просто повод для насмешек — на место "преступления" могут даже вызвать полицию.
По оценкам НБУ, в Украине вне банковской системы находятся $70–80 млрд. Цифра впечатляет: это 4,5 бюджета страны. Конечно, о способах подсчета и достоверности этой цифры можно спорить, так как часть денег просто проходит через Украину транзитом. Но, даже предположив, что теневой оборот вдвое меньше, нетрудно сделать другой вывод: стремление вывести хотя бы половину этих денег из тени станет первой (с момента внедрения идентификационных кодов) серьезной попыткой взять под контроль реальные финансовые потоки в стране. Любую крупную покупку — автомобиля или квартиры — придется осуществлять через банк, что подразумевает неизбежную регистрацию и фиксацию соответствующей платежной операции.

Стремление вывести хотя бы половину денег из тени станет первой с момента внедрения идентификационных кодов серьезной попыткой поставить под контроль реальные финансовые потоки в стране

Переход на "пластик" сократит расходы банков на инкассацию, а государства — на печать банкнот. В экономику польются внутренние инвестиции, а граждане смогут меньше волноваться за свои кошельки. Словом, абсолютная прозрачность финансовых потоков — вещь, конечно, правильная. Но те, кто принимает это красивое решение, одновременно делают все возможное и невозможное, чтобы люди, не зависящие от власти и привыкшие всего добиваться сами, вынуждены были обращаться за незаконными финансовыми услугами.

Только у нас в стране обычные предприятия размером чуть больше кафе не могут обойтись без зарубежных счетов и оформления активов на офшорную фирму. Только у нас предпринимателей сначала загоняют в тень заградительной нагрузкой на фонд оплаты труда, а потом усиливают давление на тех, кто хоть как-то пытается работать "по-белому". Только украинцы абсолютно уверены: контроль над любыми ресурсами означает не что иное, как перераспределение их чиновниками в свою пользу. Только у нас три четверти бизнесменов "по умолчанию" считаются "отмывателями", ворами и мошенниками.

Грандиозные масштабы теневой экономики — во многом признак того, что по-другому работать невозможно. Поэтому первой помехой на пути к "безналичному будущему" станут сложившиеся имущественные и властные отношения в государстве. Вторая преграда — похоже, в наших условиях непреодолимая, — отсутствие доверия и патриотического отношения граждан к государству.

Не следует забывать и о том, что каждый раз, когда человек принимает решение достать сэкономленные деньги из кубышки и отнести в банк, он отвечает для себя на вопрос о доверии к конкретному банку, банковской системе и государству в целом. В конце девяностых в Южной Корее во время азиатского "финансового цунами" граждане добровольно несли в банки семейные ценности только потому, что власти призвали поддержать экономику. В разгар нынешнего кризиса итальянский бизнесмен и национальный герой Джулиано Мелани предложил соотечественникам погасить государственный долг за свой счет, заплатив по 4,5 тыс. евро. Политической элите Украины на подобное отношение рассчитывать не приходится.

Наконец, о каких безналичных платежах может идти речь, когда инфраструктуры в стране для этого нет. Что говорить о регионах, если даже в крупнейших городах Украины — Киеве и Харькове — не везде и не всегда можно рассчитаться карточкой?

Алексей Христофоров, адвокат, руководитель харьковского офиса юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры"