Скандал с LNG-терминалом попадет в историю международной дипломатии

Подписание соглашения о сотрудничестве между Украиной и якобы испанской компанией Gas Natural Fenosa попадет в историю международной дипломатии, поскольку сделку заключал самозванец

В конце ноября мир узнал о том, что Украина и испанская компания Gas Natural Fenosa заключили договор о начале строительства терминала для сжиженного газа.

Торжественную церемонию подписания документов, на которой присутствовали премьер Николай Азаров, министр топлива и энергетики Юрий Бойко и толпа чиновников рангом пониже, в прямом эфире транслировали телеканалы. От Украины подписантом выступил глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив, от испанской компании — Джорди Сарда Бонвехи. Оба заявили, что это самый крупный инвестпроект в истории Украины и теперь страна сможет диверсифицировать источники поставок энергоресурсов, снизив свою зависимость от российского "Газпрома".

Радость была недолгой. Вскоре после официальной церемонии выяснилось, что испанская компания к терминалу причастна, но давать деньги на его строительство никто не планировал. А Джорди Бонвехи подписал документ "по собственному усмотрению", превысив свои полномочия. То есть государство Украина подписало соглашение с человеком, не имевшим на это никаких прав. Попросту говоря, с самозванцем.

Мы стали свидетелями неприятной ситуации, когда лицо с непонятным правовым статусом и неизвестной природой полномочий подписывает документы стратегического значения, да еще и в присутствии второго человека государства — главы правительства.

Создается впечатление, что правовое сопровождение сделки (во всяком случае ее подготовки) отсутствовало как таковое. Чиновники не удосужились проверить полномочия представителя испанской стороны, а их невразумительные объяснения о том, что упомянутый господин ранее присутствовал на переговорах, не выдерживают никакой критики.

Сам факт допуска лица с непроверенными полномочиями к переговорному процессу высочайшего уровня является беспрецедентным в новейшей истории

По правилам юриспруденции сделка, заключенная представителем, не имеющим права на ее заключение (в нашем случае — Бонвехи), является юридически ничтожной, то есть не порождает правовых последствий для ее участников (в нашем случае это соответственно Gas Natural Fenosa и государство Украина в лице Госагентства по инвестициям). Исключение из этого правила может быть только в случае, если представляемый (в нашем случае — Gas Natural Fenosa) впоследствии прямо одобрит такую сделку.

Как следует из сообщений компании, с соглашением о строительстве LNG-терминала имеет место обратная ситуация — испанцы "идут в отказ".

Конечно, будет разбор полетов с печальными кадровыми последствиями, возможно, укажут на дверь и самому Каськиву, ведь такие ситуации наносят серьезный вред инвестиционному имиджу государства. Но сам факт допуска лица с непроверенными полномочиями к переговорному процессу на таком высоком уровне и, тем более, к подписанию подобного рода документов является беспрецедентным в новейшей истории.

Хотя нет, похожий прецедент был — в мировой практике описан случай, когда мошенник Виктор Люстиг, подделав верительную грамоту, в которой назвал себя заместителем главы Министерства почты и телеграфа Франции, дважды продал на металлолом Эйфелеву башню. Это было еще в 1925 году, и в первый раз мошеннику удалось бежать с чемоданом денег в Вену. Пытаясь продать символ Парижа во второй раз, он все же попался и получил 15 лет тюрьмы.

Полагаю, что деятельность господина Бонвехи может стать объектом пристального внимания правоохранительных органов, ведь (в зависимости от целей и мотивов) его действия вполне могут быть квалифицированы как уголовно наказуемые как по законодательству Украины, так и Испании. Кто-то, наверное, даже задумается о том, а стоит ли вообще разрешать въезд в Украину подобным "представителям" и "консультантам". А кто-то захочет написать пару новых законов о том, кто и как должен проводить переговоры.

Алексей Христофоров, адвокат, руководитель харьковского офиса юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры"