Будущее было вчера. Новый этап мобильной и информационной революции не за горами

Следующий этап мобильной и информационной революции уже не за горами — достаточно внимательнее присмотреться к самым сумасшедшим из свежих разработок отрасли

Социальные медиа, мобильные технологии, дополненная реальность — тенденции, которые будут определять информационное поле, маркетинговые коммуникации и развитие многих бизнесов в ближайшие пять лет.

Компании, проспавшие инновации в своей индустрии, уходят с арены. Производитель фототехники Kodak опоздал с внедрением цифровой фотографии и в январе этого года после длительной агонии начал процедуру банкротства. Американская сеть проката DVD Blockbuster так и не приобрела Netflix — сервис по цифровому прокату фильмов через интернет. Два года назад Blockbuster обанкротился, Netflix же процветает. Nokia потеряла рынок смартфонов, так и не осознав, что телефоны становятся "умными" благодаря мобильным приложениям. Тысячи компаний тихо умирают по одной простой причине — новые технологии все быстрее становятся частью повседневной жизни.

Відео дня

При этом инновации, которые взрывают рынки, не случаются за одну ночь. Их появление всегда можно спрогнозировать. Стоит лишь оторваться от текучки. К примеру, iPhone появился в 2007 году, но и тогда не все поверили, что это начало мобильной революции, которую предсказывали раньше. Пять лет назад расстановка сил в мобильной сфере кардинально изменилась: Apple стала самой дорогой компанией в истории. Мы же научились использовать мобильные телефоны совершенно иначе, получив массу новых возможностей, и даже не помним, что раньше телефон был предназначен для того, чтобы по нему звонить.

По данным мобильных операторов, в Украине уже более 500 000 iPhone и не меньше миллиона смартфонов на Android. Но компании все еще отстают от своих клиентов, причем самого состоятельного сегмента, и не применяют дополнительные возможности нового канала коммуникаций (SMS-спам не в счет).

Инновации, которые взрывают рынки, не случаются за одну ночь. Их появление всегда можно спрогнозировать. Стоит лишь оторваться от текучки

Пару месяцев назад, находясь в пути, я пытался найти ближайшие заправки сетей, которым доверяю. И не обнаружил фирменных мобильных приложений. Даже зайдя на сайты сетей с iPad, не у всех смог просмотреть карты заправок из-за несовместимости с мобильным браузером. По данным исследования iKS-Consulting, мобильным интернетом пользуется 14,1 млн украинцев (вернее, чуть меньше, так как учитываются SIM-карты). Это означает, что оптимизировать корпоративные сайты под мобильные телефоны нужно было еще вчера.

В ближайшие 5 лет наши коммуникации сконцентрируются на мобильных устройствах. И не только на смартфонах и планшетах. В лабораториях передовых компаний готовятся очки с дополненной реальностью. Перед вами будет возникать информация, как на прозрачном экране, удаленном от глаз на комфортное расстояние. Все, что вы увидите, можно будет запечатлеть на фото и видео. Уже в следующем году Google планирует поставлять для разработчиков революционное устройство под кодовым названием Project Glass (забейте название в поисковике и обязательно посмотрите видео с возможными сценариями использования). Летом в сеть попала внутренняя презентация Microsoft об игровой консоли Xbox следующего поколения. В 2014 году появятся очки с дополненной реальностью для игр, а в 2015-м с теми же очками можно будет ходить по улице, получая из интернета информацию об окружающих местах и объектах.

Очки с дополненной реальностью — это платформа, для которой сторонние разработчики смогут создавать множество инновационных сервисов. Как в 2007 году мы не представляли, что будем чекиниться в кофейнях через Foursquare и публиковать винтажные фотографии в Instagram, так и сейчас сложно предположить, какие именно сервисы будут популярны через 5 лет на очках дополненной реальности, но пофантазировать можно.

Дополненная реальность появилась не в одночасье — ее уже несколько лет используют в маркетинге для вау-эффекта, внедряют в игры на портативной консоли PS Vita и в экспериментах с Xbox Kinect, существуют платформы дополненной реальности для мобильных телефонов Layar и Wikitude, через которые можно привязывать цифровую информацию к физическим объектам. Но для массового потребителя это пока что любопытная, но неудобная технология, как, например, QR-коды. Очки же позволят внедрить дополненную реальность в нашу повседневную жизнь. Если эти устройства завоюют у пользователей популярность, то уже через пять лет мы будем обсуждать, как компаниям стоит общаться с потребителями посредством дополненной реальности и в прямом смысле слова бросаться им в глаза.

Чтобы не пропустить следующий этап технологической революции, начните с освоения цифровых технологий, доступных сегодня. Возможно, пора запустить мобильную версию корпоративного сайта?

Максон Пуговский, консультант и тренер по цифровому маркетингу