Купить всё. От чего и куда бегут шопоголики

Постоянное желание приобрести что-нибудь новенькое на деле может оказаться симптомом затяжной депрессии

Вещи становятся всё совершеннее и удобнее. А жизнь благодаря им —
лучше. Вопреки прогнозам, к концу этого лета даже украинские покупатели приободрились, и в августе индекс потребительских настроений, по данным компании GfK Ukraine, по сравнению с июлем пополз вверх.

Удовольствие во время шопинга сопровождается волнующим ощущением превосходства, дет-
ского всемогущества и контроля. Потребление смахивает на современную магию, когда одним движением кассового аппарата мы становимся другими людьми. И неважно, покупаешь ты сникерс или «бентли», — размер и продолжительность покупательского счастья зависят только от твоего собственного предыдущего опыта.

Но частый шопинг — не просто удовольствие от обновок или трата денег и времени. Как правило, это индикатор того, что человек совершенно не понимает себя и собственные желания. Истинный консьюмерист — эдакий альфа-потребитель «в законе». Он выбирает, оценивает, критикует и щупает товар. А главное — покупает его. То есть совершает все общепринятые потребительские ритуалы, которые успокаивают, повышают самооценку и настроение. Кажется, что это вполне безобидно, но только на первый взгляд.

 Нам нужно не новое платье или костюм, а необходимость чувствовать себя красивыми, не бутылка дорогого вина, а суррогат самоуважения и принятия

На деле консьюмеризм — один из вариантов избегающего поведения. Когда некий дискомфорт пытаются устранить за счёт импульсивного «насыщения» товарами. Постоянная потребность в шопинге может означать трудности в принятии решений и путаницу в собственных целях. Человек попросту пытается избежать мыслей о чём-то неприятном или непонятном. Нам нужно вовсе не новое платье или костюм, а необходимость чувствовать себя красивыми, не бутылка дорогого вина, а суррогат самоуважения и принятия.

По оценкам исследовательской организации Worldwatch Institute, примерно 1,7 млрд людей принадлежат к классу консьюмеристов. Чрезмерного потребителя легко вычислить. У такого человека, как правило, рассеяно внимание, снижена способность к самоорганизации и анализу информации. Шопоголизм вполне может скрывать депрессию и другие расстройства.
Ещё одна из причин, которые формируют импульсивное потребительское поведение, — детский дефицит уверенности в том, что желание можно будет удовлетворить в любое время. Если на просьбу ребёнка что-нибудь купить родители отмахиваются, ссылаясь на нехватку денег или непонимание, зачем чаду вообще что-то понадобилось, впоследствии он станет удовлетворять свои потребности путём невротического и неумеренного потребления. Конечно, покупать ребёнку всё подряд не стоит, важно всего лишь уделить ему внимание.

Подлинное счастье стоит недорого. «Если за него следует платить высокую цену — это фальшивка», — говорила Коко Шанель. Рано или поздно консьюмерист понимает, что одних только покупок недостаточно. На каком-то этапе он осознает подмену понятий, поскольку импульсивное потребление — лишь вершина айсберга всех проблем. И хорошо, если экзистенциальную тревогу можно на какое-то время заменить потребительским счастьем.
В борьбе с избыточным потреблением ни в коем случае не следует использовать такие методы, как «собрать волю в кулак», «держать себя в руках» и «запрещать себе». Это не поможет. Существует опасность, что туго закрученная на собственных потребностях гайка всё же сорвётся и начнётся новая волна неконтролируемых покупок. Кроме того, подобные запреты лишь усилят внутренний дискомфорт и тревогу, не устранив причин проблемы, а лишь избавив от симптома.
Не пытайтесь откупиться сами от себя. Вместо подкупа эго стоит время от времени с пониманием относиться к личным душевным нуждам. Даже если кому-то они кажутся неважными или смешными, или экзотическими. В очередной раз подумав о новой вещи, просто задайте себе вопрос: так ли необходим вам этот артефакт консьюмеристского счастья?

Способность к удовольствиям, не имеющим денежного эквивалента, — не альтернатива потреблению, а полноценная составляющая радости жизни. Рыночный подход к счастью зачастую обусловлен не желанием покупать, а непониманием своих истинных потребностей и ценностей.

Алевтина Шевченко, психолог