Деньги вперед. Политтехнологии – лишь степень безумия избирателей и заказчиков
Политтехнологии нужны тем, кто сам не знает, чего хочет, пишет на Фокус.ua политический аналитик Владимир Золоторев
Коммунистам, националистам и вообще людям с твердыми взглядами технологи не нужны. На выборах для них есть консультанты, спичрайтеры и организаторы. Потребность в технологах появляется у клиента, который сам не знает, чего хочет, или по разным причинам не хочет говорить о том, чего хочет на самом деле. Обычно такие клиенты хотят сидеть на нескольких стульях сразу – крутятся возле власти, одновременно выдавая себя за оппозицию.
"Политтехнология" подразумевает набор операций, который всегда дает один и тот же результат, благодаря "технологии" из любого можно слепить то, что надо. И для массового спроса со стороны постсоветских потенциальных политиков это было "самое оно". Не надо кем-то быть, не надо думать, не нужны идеи и проекты, – есть люди, которые знают, "как это делается". Открытие жуликами всех мастей явления "политтехнологии" – это одна из лучших демонстраций неотвратимости закона спроса и предложения.
Главное умение политтехнолога – это не умение работать на выборах, а умение работать с клиентом. И важнейшая задача, которую он должен решить первым делом – внушить клиенту, что он полное ничтожество.
Кошерный политтехнолог просто оттягивается на выборах в полный рост, наслаждаясь преимуществами неплохой зарплаты
Хороший технолог — это, прежде всего, тонкий психолог и актер. Ну вот, например, на первой же встрече он спрашивает клиента: "Какая у вас цель?" Клиент начинает увлеченно рассказывать, а технолог внимательно слушать, никак не реагируя, на размахивание рук, выпучивание глаз и попытки шутить. Отсутствие реакции приводит к тому, что через некоторое время рассказ клиента замедляется, в его речи появляются паузы и вставки "может быть", "или вот так вот" и даже "а хотя...". Рано или поздно клиент замолкает, стыдливо уставившись на свои ботинки. После правильно выдержанной паузы, технолог спокойно произносит: "Это не цель". После еще одной паузы: "Будем работать".
Еще один типичный технологический прием — предлагать клиенту разные экзотические и эксцентричные вещи. В большинстве случаев клиент откажется, а у технолога сразу появляется отличная отговорка в случае поражения. "Не захотели тогда петь голым на съезде агрономов-физиократов? Чего же вы теперь удивляетесь?"
"Ну, а как же выборы?", – спросите вы. "Какие еще выборы?", – отвечу я. Технологи существуют только потому, что кто-то всегда выигрывает выборы. И это можно объяснить удачными технологиями. И проигрыш тоже можно объяснить. Недостаточным бюджетом, например. В ситуации, когда люди, которые сами не знают, чего хотят, пытаются голосовать за других людей, которые тоже ничего и ни о чем не знают, можно объяснить все, что угодно. Поэтому настоящий, кошерный политтехнолог просто оттягивается на выборах в полный рост, наслаждаясь преимуществами неплохой зарплаты. Бывает, конечно, так, что креатив зашкаливает. Думаю, все помнят, зелено-коричневые полосатые бигборды с надписью "Арсений". Этими плакатами отлично удалось не повысить, а понизить рейтинг этого самого Арсения. И удалось за очень большие деньги.
Однако в большинстве случаев бывает очень трудно установить прямую связь между результатом на выборах и деятельностью технологов. И это — главная причина того, почему они еще (в большинстве) существуют и даже немного процветают. Другая причина — это, конечно же, перманентно кипящий возмущенный разум избирателя. Без него, разумеется, ничего бы не получилось.
И в этом – ответ на вопрос о будущем политтехнологий. Пока что оно безоблачно. Политтехнологии – это степень безумия заказчиков и избирателей. И она в хорошем тонусе. Вот тут все говорят о Королевской и о том, что она "пролетела со своими технологиями". Но давайте разберемся. На этих выборах было два новых проекта, которым нужны были технологии, это Королевская и Кличко. Теперь сравним – депутат, автор каких-то законопроектов, действующий активный политик и... боксер. Кого предпочел избиратель? То-то. Так, где здесь больше очевидного, невероятного, иррационального, где больше технологии? И чтобы вы лучше понимали, о чем речь – не знаю, нанимал ли Кличко политтехнологов. Если нанимал – зря выбросил деньги. Он сам себе политтехнология. И работает. По крайней мере, об этом говорит результат выборов.