Кто и как может использовать референдум
Закон о референдуме изменит тактику и стратегию политической борьбы в Украине. Конечно, в том случае, если политики планируют вести борьбу в рамках закона, а не пугать друг друга акциями протеста, пишет на Фокус.ua журналист, политический эксперт Евгений Магда
В принятии этого нормативного акта есть своя особенность, которая дает ему право рассчитывать на долгую жизнь: как и большинство важнейших для Украины решений, закон о референдуме был проголосован в условиях, когда политическая целесообразность или право сильного довлели над духом закона. Так что оппозиции стоит прекратить критиковать документ, и либо начинать работу над подготовкой его отмены в Конституционном суде, либо пытаться использовать нормы закона в собственных интересах.
Очевидно, трехмиллионный аргумент в человеко-единицах – достаточно мощный, чтобы иметь возможность выносить на рассмотрение украинцев любой актуальный вопрос. Референдум – сильное оружие, и использовать его как пушку для стрельбы по воробьям, нецелесообразно. Да и грамотно направить желания сограждан тоже нужно уметь. Думаю, никого не удивит, когда за спинами разных инициативных групп по референдуму, появятся опытные юристы, способные правильно сформировать вопрос, с которым предстоит обратиться к украинцам. Возможность прямой имплементации решений референдума в законодательство обязывает предлагать выверенные решения. Особенно, в тех случаях, когда инициативная группа не уверена, что Центризбирком будет на ее стороне.
Уровень жизни миллионов украинцев сегодня таков, что популистские предложения могут проскочить через сито народного мнения без малейших проблем
Оппозиция не без оснований обвиняет власть в стремлении использовать референдум в собственных интересах. Но непонятно, что мешало принять этот закон во время "оранжевой пятилетки". Если говорить о будущих инициативах, то будем откровенны: уровень жизни миллионов украинцев сегодня таков, что популистские предложения могут проскочить через сито народного мнения без малейших проблем. Не обойдется и без участия тех, кто пытается с помощью референдума решать геополитические вопросы. Лидер "Украинского выбора" Виктор Медведчук, хоть и не является больше "юристом номер один" страны, стремится доказать, что способен повлиять на общественно-политическую ситуацию, разворачивая Украину к России лицом, а к ЕС – задом. И референдум для него – понятное и приемлемое игровое поле для большой игры в наместника Путина в Украине.
Еще один немаловажный фактор: перспектива проведения референдума может стать стимулом для повышения эффективности работы Верховной Рады. В случае, если законодатели по тем или иным причинам будут отказываться принимать то или иное решение, народная воля способна стать катализатором их активности. Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного или странного: народовластие предполагает сменяемость власти и отказ от ограничения размеров власти народа. Поэтому проводить аналогии с тоталитарными режимами, использовавшими референдумы для укрепления своей власти, намного легче, чем научиться жить и работать с учетом возможных всплесков народной воли.
Критиковать закон, наделяющий население страны самостоятельно, без посредников в виде политических партий и общественных организаций, выносить на обсуждение с возможностью коррекции законодательства важные для государства вопросы в любой цивилизованной стране было бы непросто. Но это правило, к сожалению, не работает в Украине. Здесь референдум выступает в роли ружья, повешенного на сцену политической пьесы в первом акте. Всем мало-мальски грамотным людям понятно, что оно выстрелит, но как, чем и когда – пока неизвестно.