Врадиевский бунт положил начало новой революции
Врадиевский бунт положил начало новой украинской революции — без лозунгов, политиков и проплаченных митингов
Став свидетелем событий, которые попадут в учебник истории, испытываешь особые ощущения. За годы жизни в Украине, с 2005 года, я дважды наблюдал за такими моментами. Первый — оглашение приговора суда, когда открыто были названы организаторы Голодомора 1932–1933 годов: Сталин, Косиор, Петровский, Чубарь, Молотов и другие деятели советского режима. Второй — врадиевское восстание.
"Локальное происшествие", "бунт пьяниц", "провокация оппозиции" — так сейчас пытается представить власть события в небольшом поселке Николаевской области, название которого теперь знает вся Украина. Случившееся во Врадиевке действительно внешне кажется локальным. Милиционеры изнасиловали продавщицу магазина и попытались это скрыть. Местные жители не позволили этого сделать, потребовав ареста насильников, одного из которых защищал его влиятельный покровитель из областной милиции, а когда этого не произошло, разгромили районный отдел милиции, забросав бутылками с зажигательной смесью.
Люди больше не хотят выходить на майданы, пикеты, акции протеста или воскресные прогулки по областным центрам под названием "Вставай, Украина!". Украина встала сама по себе
Однако это не означает, что врадиевское дело локально в историческом смысле. "В декабре на Путиловском заводе произошел инцидент с увольнением четырех рабочих", —
именно так буднично в Википедии начинается рассказ о революции 1905–1907 годов в Российской империи. Дальше все развивалось быстро: увольнение четверки вылилось в недовольство завода, затем в забастовку других рабочих, революционные петиции и, наконец, во всероссийскую забастовку. А закончилось тем, что в учебниках истории потом назвали Кровавым воскресеньем — расстрелом рабочих в столице Санкт-Петербурге 9 марта 1905 года.
События во Врадиевке показали то, что упорно пытается отрицать власть: ненависть людей к ее представителям всех уровней и рангов, особенно к милиции, зашкаливает. А сама Украина находится на пороге массовых выступлений людей. Кроме того, крестьянское восстание в поселке (а бунт во Врадиевке — это классическое крестьянское восстание, как бы странно ни звучало такое понятие в XXI веке) свидетельствует о конце целой эпохи в Украине.
Скажу честно, больше всего местные жители не хотели видеть в поселке политиков. Когда те приехали, то их выслушали, но отношение к ним осталось более чем прохладным. "Сейчас снова начнут говорить, что не надо провокаций, что составят очередное обращение в Верховной Раде, что надо действовать цивилизованными способами, но какие могут быть цивилизованные способы, если мы живем в условиях фактического рабства. Пока депутаты будут готовить свои обращения, в какой-нибудь условной Врадиевке милиционер снова убьет и изнасилует женщину, подростка, ребенка и будет ощущать себя царем и богом. Только прямой отпор народа остановит ментов, превратившихся, по сути, в оккупантов", — сказала мне одна из местных жительниц.
Именно в этом состоит смысл новой эпохи, которая в первую очередь началась в головах у людей. Они больше не хотят выходить на майданы, пикеты, акции протеста или воскресные прогулки по областным центрам под названием "Вставай, Украина!". Украина встала сама по себе. Без призывов, политиков и платных митингов.
И совершенно понятно, что изнасилование Ирины Крашковой — лишь повод для восстания в селе. Ненависть к власти копилась давно. И причин для этого достаточно: нищета на фоне пафосных заявлений об улучшении жизни; несправедливые суды, коррупция во всех без исключения органах власти, беспредел чиновников и милиционеров; вызывающая роскошь, в которой живут правители бедной страны, где у большинства людей нет возможности не только позволить себе отпуск за границей или нормальное жилье, но иногда нет средств, чтобы отправить ребенка в школу в нормальной одежде или накормить его нормальной едой.
Восстание во Врадиевке стало началом новой украинской революции. И это не патетика, а реальность. Революция не то чтобы будет, она уже началась, мы живем с ней и в ней. Свой 1905-й год, свой "инцидент с увольнением четырех рабочих" бездарная украинская власть пережила, и отыграть что-либо назад нельзя. Главное, чтобы события во Врадиевке не закончились тем, чем закончилась первая русская революция — новым Кровавым воскресеньем. Хотя шансов на это становится все меньше.
Артем Скоропадский
журналист газеты "Коммерсантъ-Украина"