Андрей Садовый: Местным органам нельзя давать очень больших полномочий

Украине нужна разумная децентрализация, которая даст толчок экономическому развитию и спасет от федерализма и сепаратизма. Об этом в колонке для Фокуса пишет мэр Львова Андрей Садовый

УНИАН
УНИАН

Сейчас власть в Украине очень сильно централизована. Большинство денег идет в Киев и остается в треугольнике: Администрация президента — Верховная Рада — Кабинет министров (я его называю печерско-бермудским треугольником). Туда стекаются и финансы, и реальные полномочия. Это большая проблема.

Недавно во Львове мы пережили "Ночь гнева". Во время революции убивали людей в Киеве, и львовская община очень эмоционально это восприняла. Горожане организовали силовые акции у отделений МВД, прокуратуры, СБУ. В итоге в городе пропала милиция и все остальные правоохранительные органы — Львов остался без силовых структур вообще. Если бы милиция была подчинена общине, как это делается во всем цивилизованном мире, подобного бы не случилось.

По-нормальному начальник милиции общественной безопасности, как и руководитель местного ГАИ, да и пожарные и санитарно-эпидемиологические службы обязаны быть в подчинении городских властей. В противном случае эти органы превращаются в структуры, собирающие с бизнеса дань и передающие ее в киевские кабинеты. Так действовала санстанция или, к примеру, архитектурно-строительный контроль. Последний, подчиняющийся напрямую Кабмину, превратился в исключительно коррупционную структуру.

Проблема не только в распределении полномочий, но и в финансовых потоках. Когда часть налога на прибыль будет оставаться на месте, это запустит внутренний двигатель общин. Сейчас же в малых городах с подоходного налога забирают в Киев 75%. В финансовом смысле руководству таких населенных пунктов невыгоден новый бизнес — от него городу практически ничего не остается. То есть все обустроено так, чтобы страна не развивалась.

Более двадцати лет все говорят о децентрализации, но никто ничего не делает. Причина тому — люди, которые занимали важные посты в Киеве. Они всегда хотели иметь больше власти, из-за чего всячески поддерживали еще советскую формулу полной централизации. А настоящие реформы откладывались на будущее, как элемент избирательных кампаний.

Мешает децентрализации и сильная пятая колонна в нашей политике, которая не хочет, чтобы страна была успешной.

Самое интересное, что мы, представители городов, для соответствующих реформ не просим денег. Для этого достаточно средств, которые собирают на местах. К примеру, государство забирает у нас деньги на милицию — отдайте их, пожалуйста, городу, и мы сможем финансировать правоохранителей напрямую.

Сейчас много говорят, что децентрализация невозможна, якобы у нас слишком много дотационных регионов. Но здесь велика спекулятивная составляющая. Например, в бюджете 2014 года Харьков, Одесса и другие большие областные центры имеют дотации из госбюджета. Но разве они на себя не зарабатывают? Львов же является донором бюджета. То есть имеем случай неверной статистики, потому что каждый город самодостаточен. Однако все деньги с мест сначала забирают, а потом возвращают. Или не возвращают.

Города — это основа Украины. Если закрыть какое-то министерство или госадминистрацию, никто в областном центре не обратит на это внимания. Но если остановить функционирование города хотя бы на один день — образование, коммуникации, коммунальное хозяйство — будут большие проблемы. Это ведь мегакомплекс, который должен работать круглосуточно. А многие чиновники считают, что гор­администрации — это самое последнее звено управления государством.

Страна нуждается в серьезной административной реформе. Где-то укрупнить органы власти, где-то ликвидировать учреждения, которые дублируют друг друга. Поляки в свое время подошли к этому очень ответственно. Они сократили число воеводств (административно-территориальных единиц. — Фокус), и сегодня эта реформа показала эффективность. Хотя в первые годы было много жалоб.

Если мы хотим жить в успешной стране, нужно проводить глубокие реформы. Но нельзя и спекулировать на самоуправлении. Местным органам власти не стоит давать очень больших полномочий — им нужно ровно столько, сколько они смогут реализовывать. Сейчас любые разговоры о федерализации — это антиукраинский сценарий. Если мы проведем децентрализацию и дадим нормальные полномочия местному самоуправлению, вопросы федерализма автоматически пропадут. Возможно, лет через 100 мы и сможем к ним возвратиться, только не сегодня.

Большинство нынешних политиков соглашаются с тем, что власть в Украине нужно децентрализовать, а регионам отдать больше полномочий. У нас есть конкретные наработки по этим вопросам, которые мы обсуждали с вице-премьером Владимиром Гройсманом. Он сам недавно работал городским головой Винницы и знаком с проблемами не понаслышке. Об этом я разговаривал и с Сергеем Пашинским, руководителем Администрации президента, который тоже идею поддержал. Но изменения нужно осуществлять уже сейчас, до выборов президента. Иначе эта тема может превратиться в элемент политических торгов.

Андрей Садовый