Как и зачем Порошенко искать компромисс с Донбассом

Перед новым президентом открываются широчайшие перспективы и возможности в плане осознания Востока и его политических перспектив

Михаил Маркив
Михаил Маркив
Related video

Петр Порошенко оказался перед проблемой Востока. При этом для него Восток является многослойной, многоступенчатой проблемой, включающей в себя и необходимость установления мира в Донецкой и Луганской областях, и потребность в нормализации отношений с Российской Федерацией, и поиск путей решения гуманитарных вопросов, актуальных для восточных Украинцев, и важность востановления промышленного потенциала, сосредоточенного преимущественно на Востоке, и поиск новых рынков сбыта для украинской продукции, которые находятся преимущественно на восточном направлении. И еще: Порошенко важно стать президентом в том числе и для восточных украинцев, ведь его легитимность в двух восточных областях, составляющих почти 20% избирателей, для них под вопросом.

Очевидно, что эффективность "восточной политики" нового президента будет определяться наличием конкретных результатов. Порошенко не просто придется поднимать авторитет власти, но и назначить виновных в провале АТО и в гибели сотен украинских граждан. Новая политика не может внедряться без пересмотра старых концепций. Ленин, пришедший к власти в 1917 году, в первую очередь акцентировал внимание на вопросе мира – то есть, он пообещал покончить с надоевшей всем войной. Другое дело, что война империалистическая с подачи того же Ленина переросла в гражданскую. Но лозунг-то был правильным и понятным. Мир – то, чего ждут от Порошенко.

Мир является и главным ключом к Востоку. Без мира не может быть и речи о нормализации отношений между Киевом и восточными провинциями. Без мира на Востоке не может быть речи о нормализации отношений с Россией. Без мира в страну не пойдут инвестиции – в первую очередь в промышленность. Без мира невозможно думать об электоральных активностях Донбасса, а значит любая кампания в условиях войны будет поставлена под сомнение в плане легитимности. То есть, рано или поздно придется перейти к мирному урегулированию конфликта на Востоке Украины.

Что необходимо инициировать Петру Порошенко в рамках политики "Восток"?

Во-первых, это переговорный процесс – своеобразный круглый стол с участием тех, кто способен влиять на ситуацию в регионе. Не пародию на круглые столы, где губернатор без полномочий и даже без кабинета "дискутирует" со своим начальством, а реальные переговоры с реальными людьми, имеющими вес в обществе. Для этого необходимо выработать новую повестку и новые рамки допустимых компромиссов, включая такие понятия, как автономизм и децентрализация, подумать над привлечением самопровозглашенных "лидеров" ДНР и ЛНР к переговорному процессу и управлению. Не секрет, что с тем же Валерием Болотовым украинская власть ведет тайные переговоры – так почему бы их не сделать явными? Тем более, что переговорный процесс позволяет отделить политиков от наемников и полевых командиров.

Во-вторых, необходимо инициировать перемирие в боевых действиях и амнистию для всех, кто готов сложить оружие. Нужно сделать все, чтобы прекратилось кровопролитие.

В-третьих, следует инициировать новый Женевский процесс для урегулирования ситуации в регионе, но при этом важно сформировать новую переговорную группу от Украины. Возглавлять украинскую делегацию должен опытный и авторитетный переговорщик, знающий лично всех остальных участников переговорного процесса и умеющий формулировать и защищать позицию Украины.

В четвертых, параллельно необходимо вести двухсторонние переговоры с Российской Федерацией – в том числе и о статусе Крыма. Голословно заявлять о том, что "Крым все равно вернется" и "Мы не будем вести переговоры до тех пор, пока нам не вернут Крым" – тупиковая дорога. Мы обречены договариваться с Россией, и в мире накоплено немало аналогов, позволяющих находить решение в столь сложной ситуации – например, это пересмотр Утрехтского договора о статусе Гибралтара, Саннингдейлские (1973) статьи и Соглашение Страстной Пятницы (1998) относительно статуса Северной Ирландии и Ольстера и т.д. То есть, Крым из яблока раздора может быть превращен в территорию, которая объединяет и дает возможность для нового сотрудничества. Ведь наличие существенных территориальных претензий в прошлом не стало камнем преткновения для ранее конфликтующих государств при разработке общей политики в рамках Европейского Союза, а чуть раньше – Общего Рынка?

Украине есть о чем вести переговоры с Российской Федерацией: в первую очередь это касается экономической сферы. В прошлом году объем товарооборота между нашими странами составил более 34 миллиардов долларов. Это больше, чем товарооборот между Украиной и ЕС (29 миллиардов) или же товарооборот между Россией и США (28 миллиардов). Важно также понимать, что без нормализации отношений с Россией, от которой мы зависимы по многим экономическим показателям, мы рискуем потерять и другие рынки – в том числе европейские (так как энергетическая составляющая товаров, экспортируемых из Украины, крайне важна в вопросе ценообразования). При всей проблемности России как партнера, с ней придется считаться, и новая политика относительно Российской Федерации должна стать одним из приоритетов нового президента.

В-пятых, необходимо активизировать работу по открытию новых рынков для украинских товаров и услуг – особенно на Востоке. Кампания "экономизации внешней политики" дала свои плоды: Украина открыла для себя Юго-Западную и Центральную Азию, Латинскую Америку, начала экономическую экспансию в эти регионы.

Наконец, новому президенту нужна сила, которая могла бы представлять Восток и Юго-Восток Украины и находиться в конструктивно-партнерских отношениях с киевской властью. Понятно, что "Партия регионов 2.0" таковой быть не может – как по причине негативного бэкграунда, так и по причине невысокого электорального веса и авторитета в обществе. Положение Рината Ахметова и ситуация с его противостоянием с сепаратистами – яркий показатель реального веса прежних авторитетов. По идеологическим мотивам союзником не может быть Коммунистическая партия. Многочисленные политические силы, образовавшиеся в процессе распада "Партии регионов 1.0", пока еще слабы и маловыразительны. Нужна новая, созданная на южно-восточном политическом направлении, политическая сила – сила, которая объединяет бывших регионалов с наименее запятнанной репутацией и с наиболее прогрессивными взглядами. Понятно, что новая политическая сила не может быть полностью президентской и не сможет влиться в некое подобие "Нашей Украины" времен Ющенко. Но в дальнейшем развитие партнерских отношений между президентскими структурами и юго-восточными политическими проектами может стать залогом обретения устойчивого мира и стабильности в украинском обществе.

Таким образом, можно констатировать: перед новым президентом открываются широчайшие перспективы и возможности в плане осознания Востока и его политических перспектив. Главное – не повторять ошибки временщиков, не понимающих Восток и действующих по принципу "не понятно – значит вредно".

Автор - Кость Бондаренко, политолог, директор Института украинской политики. В разное время сотрудничал с политсилами Сергея Тигипко, Виктора Ющенко, Владимира Литвина, экс-главой АП Сергеем Левочкиным