Черный лебедь Путина. Каким будет мир без Газпрома, углеводородов и роста энергопотребления

Что значит последний прогноз развития мировой энергетики на ближайшие 25 лет от Bloomberg

Фото: gazprom.ru
Фото: gazprom.ru

23 июня агентство Bloomberg опубликовало стратегический прогноз о развитии мировой энергетики на ближайшие 25 лет – до 2040 года включительно. Основная мысль аналитиков агентства звучит так: "энергетический уклад человечества изменится навсегда". Мысль не нова, если бы не одно "но": произойдет это скоро.

Суть изменений можно объяснить одной фразой: ископаемое топливо не выдержит конкуренции с возобновляемой энергетикой. В первую очередь – солнечной.

Подробный отчет NEW ENERGY OUTLOOK 2015 можно заказать тут, короткая версия, сведенная к десятку диаграмм и графиков выложена здесь. А чтобы представить, как именно изменится энергетика, достаточно привести шесть основных постулатов исследования.

Во-первых, стоимость солнечной энергии за 25 лет упадет вдвое – к этому времени в большинстве стран мира она будет самой дешевой. Что это означает на практике, легко приставить из графика ниже, где желтым обозначено введение в строй новых электростанций, работающих за счет энергии Солнца.

Fullscreen

Источник: assets.bwbx.io

Во-вторых, отрасль ждет бум инвестиций – по прогнозу Bloomberg, за следующие 25 лет в солнечную энергию будет инвестировано $3,7 трлн.

В-третьих – это одна из главных составляющих энергетической революции – $2,2 млрд из упомянутых $3,7 придутся на долю обычных домохозяйств, а не огромных солнечных электростанций. Проще говоря – это те самые панели на крышах частных домов, электричество от которых с учетом стоимости и срока службы самих панелей и аккумуляторов вроде тех, что собирается производить Элон Маск, будет обходиться дешевле, чем электричество из сети.

В-четвертых, рост спроса на электроэнергию замедлится. Электричество уже стоит достаточно дорого, чтобы его экономить – соответственно, на первое место выходит энергоэффективность. Как следствие, если с 1990-го по 2012 годы мировой спрос на электроэнергию рос примерно на 3% в год, то в следующие десятилетия он замедлится до уровня 1,8%. Причем в богатых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСЭР) он и вовсе будет падать – рост обеспечат бедные экономики развивающихся стран.

И, наконец, пятый постулат. До последнего времени считалось, что "топливным мостом" между угольной энергетикой и энергетикой основанной на возобновляемых источниках станет природный газ: не такой вредный как уголь и не столь дорогой (в генерации) как солнечная энергия. Именно на этом допущении последние десятилетия строилась стратегия Газпрома, а по большому счету и вся экономическая стратегия России и других "углеводородных демократий". Но этого – по прогнозу Bloomberg – не произойдет. Нигде, за исключением США с их колоссальными объемами добычи сланцевого газа.

Конечно, тут знатоки могут припомнить, что на электроэнергию тратится менее пятой части природного газа – в основном он идет на отопление. Действительно, в той же Германии, выступающей основным покупателем российского газа а Европе, 85% используется для производства тепла и только 15% – сжигается для выработки электроэнергии. Но если в 2000 году в Германии доля газового отопления в новостройках составляла 76,7% – то в 2013-м на газ приходилось лишь 48,6%. Причем, включая биометан.

"Черный лебедь" — неожиданное (для экспертов) событие, которое влечет за собой значительные последствия и может быть рационально объяснено в ретроспективе. Авторство термина принадлежит экономисту Нассиму Николасу Талебу, описавшему явление в одноименной книге

России уже некуда девать добытый газ. Так, на днях глава Газпрома Алексей Миллер доложил Владимиру Путину, что ежегодно его компания может добывать 617 млрд кубометров – но в прошлом году смогла продать только 444 млрд. И эта цифра – по крайней мере на западном направлении – будет только уменьшаться, поскольку та же Германия к 2050 году собирается сократить выбросы CO2 на 88-91% по сравнению с 1990-м. А значит, потребление всех видов ископаемого топлива продолжит снижаться. Что это значит для России? Как минимум то, что ни один из широко анонсированных проектов газопроводов вроде второй очереди Северного или строительства Турецкого потока не будет реализован.

Так что вместо богатой Европы (которую отказаться от газа во многом вынудило непредсказуемое поведение России) Газпрому остается тянуть газопроводы разве что в Китай. Последний, правда, не готов платить больше, чем обходится сжиженный газ, поступающий в танкерах из Австралии, США или Канады – а тот стоит около $260 за тысячу кубометров и продолжает дешеветь. Для России это критично, ведь по расчетам Газпрома (из обоснования к газопроводу "Сила Сибири") себестоимость якутского и иркутского газа на границе с Китаем будет $260 – и при такой цене проект не окупится даже к 2050 году.

Впрочем, даже если Россия окончательно уйдет с рынка углеводородов, ископаемое топливо никуда не денется. В 2040 году на него будет приходиться около 44% всей генерации (сейчас – почти 70%), но сжигание угля и газа будет в основном уделом бедных стран. 86% новых газовых и 99% новых угольных электростанций в ближайшие 25 лет будут построены именно там.

Это последний, шестой постулат исследования Bloomberg – и, пожалуй, единственный негативный. Выбросы CO2 в атмосферу будут расти как минимум до 2029 года, и лишь потом пойдут на спад – но и в 2040-м будут примерно на 13% выше, чем сейчас. Соответственно, продолжится глобальное потепление, хотя его масштабы и будут немного меньше, чем считалось ранее. Во всяком случае, по расчетам экспертов, такой объем выбросов оксида углерода не нагреет атмосферу более чем на 2 градуса Цельсия. Эту черту многие экологи считают точкой невозврата, за которой начинаются необратимые изменения климата.