Миша в ярости. Как грузинский таран лупанул по Арсению, но дотянулся и до Петра

Потенциал имитации перемен исчерпывается. "Свои" начинают стрелять по своим

Фото: Давид Мдзинаришвили / Reuters
Фото: Давид Мдзинаришвили / Reuters

Глава Одесской области, и так будучи человеком кипучего темперамента, в своем интервью "5 каналу" взорвался. Импотенция центральных властей, неспособных и/или незаинтересованных искоренять привычные коррупционные схемы, дико бесит Саакашвили. На каждом шагу ему вставляют палки в колеса, а решение важных вопросов упирается в серых людей, "полных никого", расставленных олигархами. Министры разводят руками.

Грузинский реформатор не привык, чтобы его министры разводили руками, и не понимает, почему нельзя за ухо выкинуть из кресла какое-то ничтожество, мешающее делу. За темпом Саакашвили и Одесса едва поспевает, а Киев просто выводит из себя своей неспешностью, необязательностью и откровенным враньем: "Они мне все время врут!"

Вообще-то, это грандиозный скандал, когда губернатор, да непростой, а всемирно известный, говорит о параличе государственных институтов, имитации реформ, о подконтрольности Кабмина олигархическим интересам, о саботаже решений внутри правительства и вокруг него. И говорит не вообще да около, а с конкретными именами и примерами. Говорит, ссылаясь не только на свой опыт, но и на опыт других людей во власти.

Уже само назначение Михаила Саакашвили делало такой скандал неизбежным, вопрос стоял только о времени и обстоятельствах, при которых он перестанет сдерживаться и полыхнет.

Сдерживаться он перестал как раз тогда, когда Яценюк ушел под президента со своей партийной структурой, а роль керосина, выплеснутого в костер, сыграло возвращение в кресло главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка. Что интересно, Антонюка после конфликта с Саакашвили отстраняли от должности с подачи Порошенко. Ситуация щекотливая: либо на президента "забили", либо он был в курсе. То же касается и порядков в правительстве – Порошенко-то точно знает о том, что и как там происходит. А теперь, после того как парламентская коалиция фактически оказалась под управлением БПП, несет за это правительство очевидную политическую ответственность, по меньшей мере разделяя ее с Яценюком. Грузинский таран лупанул по Арсению, но дотянулся и до Петра.

Сказки про мнимое единство власти и общее понимание, что нужно делать, уже никому не интересны. За себя говорят дела и их отсутствие

Премьер не стал откладывать и на следующий же день после гневного интервью стал гасить скандал. Дескать, Миша был на эмоциях, мы понимаем, как ему тяжело, нам всем тяжело. Но едины, союзники, бла-бла-бла. В заголовках новостей было, естественно, не это, а другое: "Яценюк назвал обвинения Саакашвили лживыми". Ничего себе погасил. Правда, чтобы уж совсем не выводить из себя взбешенного "союзника", Антонюка таки сняли.

Конфликт между главой правительства и экс-президентом никуда не делся, и теперь можно снова гадать, когда он вылезет наружу. Конфликт у них был бы, даже если бы речь шла о разнице в понимании реформ, но разница между реформами и отсутствием реформ просто не оставляет места для общего разговора.

Мы подходим к моменту, когда сказки про мнимое единство власти и якобы общее понимание, что нужно делать, уже никому не интересны. Потому что за себя говорят дела и их отсутствие. И все же знают, а кто не знает, тот понимает, а кто и не понимает, тот чувствует: Миша не врал.

Как не врал другой губернатор, Георгий Тука, говоря, что мобильную группу по борьбе с контрабандой под Счастьем расстреляли "свои". Он знает, понимает, чувствует. Но это в Киеве большим скандалом почему-то не стало. А ведь столько общего: по своим стреляют "свои". Кто кого?