Хранитель баланса. Почему правительство Яценюка — это надолго
Выход из нынешнего политического кризиса заключается в полной перезагрузке политической системы. Но это невыгодно многим влиятельным внутренним и внешним игрокам
Рассмотрение в Верховной Раде вопроса об отставке правительства Арсения Яценюка прогнозировано прошло со скандалом, поэтому появившаяся вслед за ним версия сговора между президентом Петром Порошенко и Арсением Яценюком выглядит ярко и впечатляюще. Однако реальность несостоявшейся отставки намного прозаичнее.
Нравится нам это или нет, Украина сегодня в значительной мере зависит от позиции внешних партнеров, в первую очередь от Соединенных Штатов. А американцы сегодня менее всех заинтересованы в нарушении системы балансов сдержек и противовесов в украинской власти.
Еще во время парламентских выборов 2014 года представителей Вашингтона больше всего тревожил отнюдь не реванш Партии регионов в виде изменившего политический брэнд Оппозиционного блока, а то, что в Украине может произойти монополизация власти. И поэтому американцы приложили все усилия для того, чтобы этого не случилось.
Арсений Яценюк, с точки зрения американцев, возможно, и не самый эффективный, зато оптимальный премьер-министр, учитывая нынешнюю систему баланса в украинской власти. Наличие у него второй по величине парламентской фракции, а также остающийся у него кредит доверия со стороны американской администрации, в первую очередь вице-президента Джо Байдена, официального куратора Украины в Белом доме, является гарантией его реальной неприкосновенности.
Правда состоит в том, что снять Яценюка с этой должности очень трудно, а точнее невозможно, не разрушив существующую систему баланса, даже если найти премьер-министра, будь он хоть тысячу раз технократом и успешным менеджером.
Успех Украины критически важен для ключевых внешних игроков — США и Германии. Они будут бороться за свои инвестиции — финансовые, ресурсные и интеллектуальные до конца
Поэтому плохая новость для противников Кабмина в том, что сегодня можно рассчитывать максимум на косметическое изменение состава dreamteam с Грушевского. Да, прогнозированно появятся кандидатуры на пустующие слоты, в частности, министров экологии, экономики, плюс к ним может добавиться первый премьер-министр по вопросам евроинтеграции. Но, скорее всего, никаких других глобальных перемен, за исключением пары-тройки министерств, в ближайшие месяцы ждать не следует.
Еще один существенный фактор сдерживания переформатирования правительства — это взаимное нежелание и премьера, и президента, идти на досрочные парламентские выборы. Выборы, которые сегодня наиболее выгодны их политическим оппонентам — Оппоблоку, Батькивщине и Самопомочи.
Безусловно, выход из нынешнего политического кризиса заключается в полной перезагрузке политической системы. Но, учитывая, что это невыгодно многим влиятельным внутренним и внешним игрокам, произойти такая перезагрузка может не ранее 2017–2018 годов. Выход из политического кризиса невозможен без решения ключевой задачи — вопроса тотального недоверия между всеми выгодополучателями. В таких условиях помирить политических оппонентов под силу только дядюшке Сэму. До сегодняшнего дня он с этой функцией вполне справлялся. Серьезных проблем стоит ждать, когда дядюшка устанет от украинских проблем на фоне Ukrainefatigue. Ведь успех Украины критически важен для ключевых внешних игроков — США и Германии. Они будут бороться за свои инвестиции — финансовые, ресурсные и интеллектуальные до конца.
Впрочем, в контексте переформатирования правительства и коалиции стоит обратить пристальное внимание на скандал с обнародованием стенограммы заседания СНБО от 28 февраля 2014 года. Его публикация больше всего бьет по новосозданному тандему Тимошенко —Наливайченко и должна притормозить премьерские амбиции лидера Батькивщины. Сам же Александр Турчинов предстает человеком решительным, что в итоге выгодно президенту, стремящемуся укрепить союз с Секретарем СНБО. И не стоит забывать, что фамилию Турчинова все чаще упоминают в шорт-листе кандидатур нового премьера.