Сбросить лишнее. Почему реформу украинских органов власти надо начать с их сокращения
Существующая в Украине система госуправления четко вписывается в революционную парадигму, согласно которой "верхи не могут, а низы не хотят"
Допустим, какой-то министр намерен провести важную, нужную и понятную реформу. Сегодня запуск этого процесса выглядит так: министр дает поручение своему заму, зам — директору соответствующего департамента, директор департамента — начальнику отдела, начальник отдела — главному специалисту. И в итоге главный специалист, основная работа которого последние 20 лет заключалась в том, чтобы вовремя написать отписку на очередное поручение, должен стать главным реформатором. Приходит такой главный специалист на работу и, видя сотни поручений от высшего руководства страны на эту неделю, берется за голову и ждет очередной смены правительства. У главных специалистов и начальников отделов министерств, особенно работающих по 10 и более лет, есть поговорка: "Министры и замы меняются, а мы остаемся". И это полностью подтверждает тезис о том, что система всегда сильнее отдельных личностей и талантов. А значит, как говорил сантехник из бессмертного анекдота времен позднего СССР, менять нужно систему.
Однажды Каха Бендукидзе сказал: "В Украине очень много ненужных органов и даже министерств. И они вас держат на месте". Когда я спросил у Кахи Автандиловича, как же понять, какие из них нужны, а какие бесполезны, автор грузинского чуда ответил: "Представь, что в какой-нибудь орган попала бомба и он перестал работать. Если после этого ничего в жизни людей не изменилось, его можно и нужно закрывать". Так в Грузии ликвидировали десятки центральных органов власти и сотни местных.
"Когда я спросил у Кахи Автандиловича, как же понять, какие из госорганов и министерств нужны, а какие бесполезны, автор грузинского чуда ответил: "Представь, что в какой-нибудь орган попала бомба и он перестал работать. Если после этого ничего в жизни людей не изменилось, его можно и нужно закрывать"
Например, какой вред от ликвидации пожарной инспекции, если она не занимается ничем, кроме поборов с бизнеса? А как же защита от пожаров, спросите вы? Нет, защитой от пожаров эта инспекция тоже не занимается. И вы знаете это лучше меня. Давайте представим, что в Украине создана инспекция по защите от метеоритов и космических пиратов. Уверяю вас, такой орган вполне сможет существовать в нашей системе, у него появятся территориальные управления и он будет регулярно продуцировать тысячи различных отчетов и распоряжений. И, поверьте, уже через год его станет почти невозможно ликвидировать, потому что система будет отстаивать свое право на жизнь, обосновывая каждый раз необходимость собственного существования.
Еще один интересный пример — высказывание бывшего министра финансов Виктора Пинзеныка о неэффективности госорганов: "Если вы хотите, чтобы в стране исчезли яблоки, создайте Министерство яблок!" Поверьте, это министерство немедленно начнет лицензировать яблоки, потом их сертифицировать, потом — квотировать их производство и продажу, и в результате яблоки с полок исчезнут.
Именно поэтому я убежден, что первым этапом на пути построения нового украинского государства должно быть технократическое правительство, а вторым — полная перезагрузка системы. Примеры таких перезагрузок систем есть, ими могут поделиться Польша, страны Балтии, Грузия — все эти государства уже доказали, что ведомства способны эффективно работать, а реформы могут быть настоящими.