По понятным причинам. Кто стоит за брюссельской трагедией

Теракты в Брюсселе стали ответом исламистов на вмешательство стран Европы в ближневосточные конфликты

Фото: newsoftheday.net
Фото: newsoftheday.net
Related video

22 марта в бельгийской столице прогремели взрывы, унесшие жизни минимум 34 человек, еще десятки людей получили ранения. Примечательно, что накануне бельгийская полиция арестовала Салаха Абдеслама, 26-летнего уроженца Брюсселя, подозреваемого в организации парижских терактов 13 ноября 2015 года, — тогда ответственность взяла на себя экстремистская организация "Исламское государство". Неудивительно, что подозрения в брюссельских терактах также мгновенно легли на ИГ — и через несколько часов после трагедии исламисты подтвердили свою причастность. Теперь поиском непосредственных организаторов займутся бельгийские следователи, а эксперты будут искать политические мотивы громкого происшествия.

На первый взгляд, взрывы в Брюсселе кажутся простой местью единомышленников за арест Салаха Абдеслама. Однако не исключено, что террористы руководствовались гораздо более глубокими мотивами.

Во-первых, в Бельгии проживает многочисленная мусульманская община, которая недостаточно интегрирована в бельгийское общество, существует в виде анклава и легко поддается влиянию исламского экстремизма. К тому же количественный рост мигрантов из Марокко и других мусульманских стран не всегда способствует улучшению качества их жизни. Среди бельгийцев арабского происхождения высокий уровень бедности и безработицы, а в таких условиях радикальные идеи приобретают еще большую популярность. При этом религия успешно служит инструментом мобилизации масс: среди стран Евросоюза Бельгия занимает первое место по относительному числу граждан, воюющих в рядах ИГ (39 исламских террористов на 1 млн человек).

"Тот факт, что Салах Абдеслам четыре месяца после парижских терактов успешно скрывался в Брюсселе, свидетельствует о явной слабости бельгийских спецслужб"

Во-вторых, Бельгия участвует в возглавляемой США коалиции по борьбе с ИГ в Ираке и Сирии. А за последние месяцы воздушные удары стран НАТО и отдельных арабских государств, а также вмешательство России существенно ограничили территорию, контролируемую боевиками. Возможно, по замыслу террористов взрывы в Брюсселе, где располагаются штаб-квартиры ЕС и НАТО, должны были продемонстрировать способность "правоверных" нанести ответный удар в логове "крестоносцев".

Снижение расходов на сектор безопасности также способствует уязвимости ЕС. В последние годы большинство европейских правительств ведет борьбу с финансовым кризисом, в том числе и за счет сокращения военных бюджетов. Европейские государства почувствовали, что членство в НАТО дает возможность переложить ответственность за собственную безопасность на США, и в 2015 году среди всех стран Евросоюза лишь Греция, Польша, Великобритания и Эстония в соответствии с требованиями НАТО отдали 2% ВВП на оборонный бюджет. А Бельгия заняла одно из последних мест, выделив на оборону лишь 0,8%. Кроме того, сам факт, что Салах Абдеслам четыре месяца после парижских терактов успешно скрывался в Брюсселе, свидетельствует о явной слабости бельгийских спецслужб.

Теракты в Брюсселе и Париже в очередной раз поднимают два вопроса: зачем исламские террористы убивают мирных граждан и как бороться с исламским терроризмом.

"Терроризм отличается от других преступлений тем, что его мишенью становятся не только жертвы, но и сторонние наблюдатели"

Появлению "Исламского государства", "Аль-Каиды" и других террористических групп предшествовали десятилетия радикализации Ближнего Востока, которая осуществлялась не без участия европейских стран. Точкой отсчета считается тайное соглашение Сайкса – Пико о разделе влияния в регионе, заключенное между Францией и Великобританией во время Первой мировой войны. Искусственно начерченные колониальные границы не учитывали сложные этнические и религиозные особенности Ирака, Сирии и Ливана и стали бомбой замедленного действия, породившей современные кровопролитные войны. Дальнейшему росту экстремизма способствовали поддержка Израиля странами Запада, интервенция государств — членов НАТО в Афганистан, Ирак и Ливию, а также активное вмешательство Запада и России в сирийскую гражданскую войну.

Понимая невозможность победить армии западных стран в конвенционной войне, радикальные исламистские группы в качестве ассиметричного ответа выбирают террор. При этом жертвами террористов становятся как мирные граждане тех мусульманских стран, правительства которых сотрудничают с Западом, так и жители европейских государств, власти которых вмешиваются в дела Ближневосточного региона. Терроризм отличается от других преступлений тем, что его мишенью становятся не только жертвы, но и наблюдатели, а целью террористов является попытка заставить правительства европейских государств скорректировать свою политику в выгодном для исламистов русле.