Третий не лишний. Как преодолеть кризис доверия украинцев к правительству
Почему правительству пора выполнять свои обещания и как ему в этом поможет государственно-частное партнерство
На одной из недавних встреч Нестеровской группы — независимого объединения экспертов, разрабатывающих программу устойчивого развития Украины, прозвучало высказывание, которое может служить маркером, диагностирующим болезнь под названием "недоверие к государству". Тезис звучит так: "Если в центре города поставят знак, запрещающий парковку, это мало кого остановит, но если это частная парковка и будет стоять цена в 100 грн в час, никто и не подумает там оставить свой автомобиль".
Треугольник общество — бизнес — государство в Украине был и остается неравнобедренным. Согласно опросам, которые во второй половине прошлого лета провели Фонд "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" и социологическая служба Центра Разумкова, больше всего украинцы доверяют волонтерам и церкви, а меньше всего — таким институтам власти, как Верховная Рада и прокуратура. В последних двух случаях баланс доверия и недоверия отрицательный — 67% и — 63% соответственно, хуже дела обстоят только с российскими СМИ, по которым балансовый показатель опускается до 76%.Мне не приходилось анализировать данные более свежих опросов, но убежден, что политический кризис начала 2016 года только усилил недоверие украинцев к органам власти. А о доверии к власти со стороны бизнесменов говорят различные рейтинги легкости ведения бизнеса и инвестиционной привлекательности — Украина традиционно занимает в них последние места.
В современном обществе гражданин — это, по сути, акционер своего государства, а бизнес и государственные институты должны быть партнерами. И порой именно благодаря участию частного капитала правительствам разных стран удается выполнять свои обязательства перед избирателями. Но возможно ли в принципе построить в наших условиях государство для человека, и может ли быть эффективным государственно-частное партнерство в Украине?
"Доверие должно строиться не на лозунгах, а на конкретных шагах навстречу друг другу, и такими шагами могут стать успешные проекты государственно-частного партнерства в инфраструктуре украинских городов"
Рамочный Закон "О государственно-частном партнерстве", который предусматривает проведение конкурсов по привлечению частных компаний к участию в национальных проектах и распределение рисков в подобных случаях между государством и бизнесом, у нас действует с 2011 года. За это время по-настоящему ни одного проекта по этой модели не было реализовано. В то же время, по данным Всемирного банка, объем инвестиций в проекты государственно-частного партнерства (public-private partnership или PPP) в сфере инфраструктуры только за первое полугодие 2014 года в развивающихся странах составил $51,2 млрд: это строительство аэропорта в Бразилии, морского терминала в Турции, дорог в Индии, а также множества других важных и нужных объектов во всем мире.
А у нас по-прежнему латают дороги после каждой зимы и уже которое десятилетие обещают провести метро на Троещину. Украина каждый год увеличивает свой потенциал на фоне экономического падения и краха целых отраслей (подобно тому, как в физике кинетическая энергия после остановки предмета превращается в потенциальную), а мы — граждане-акционеры закрываем глаза на отсутствие доверия и необходимость очевидных изменений в институциональном обеспечении жизни нашей страны.
Американский философ и экономист японского происхождения Фрэнсис Фукуяма, с которым мне посчастливилось познакомиться во время его визита в Украину в сентябре 2013 года, в своей книге "Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию" определяет доверие как важнейшую характеристику развитого социума, которая проявляется как на уровне отдельных граждан, так и на уровне государственных институтов. Именно доверие, по мнению Фукуямы, определяет прогресс общества и страны в целом. Я же могу лишь добавить, что доверие должно строиться не на лозунгах, а на конкретных шагах навстречу друг другу, и такими шагами могут стать успешные проекты государственно-частного партнерства в инфраструктуре украинских городов. Уверен, что наше общество к этому готово, а западные инвесторы, давно и успешно использующие модель РРР, ждут первого шага со стороны нашего государства.