Ошибки прошлого: пять промахов экс-премьера Арсения Яценюка

Заигрывание с олигархами, ущемление малого бизнеса и другие отрицательные итоги работы бывшего главы правительства, которых должен избежать его преемник

Фото С. Харченко / photo.vesti-ukr.com
Фото С. Харченко / photo.vesti-ukr.com
Related video

Независимо от исхода затянувшихся коалициады и премьериады, о правительстве Арсения Яценюка уже можно говорить в прошлом времени. Публичное заявление о готовности уйти в отставку из уст главы Кабмина — достаточный повод, чтобы подвести итоги его работы. Остановимся на пяти главных ошибках высшего органа исполнительной власти.

Формирование по квотному принципу. Остается только сожалеть, что украинские политики не способны делегировать профессионалов в правительство без собственного "пикового интереса". Опыт кабинета Яценюка в данном случае показателен не только скандалом Абромавичус — Кононенко, фактически запустившим маховик политического кризиса. Уходящее правительство оказалось сборной солянкой, и сделать ее съедобной не смогло даже "триумфальное возвращение" группы ранее уволенных министров. Формирование исполнительной власти в стилистике Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке" не могло привести к положительному результату. Более того — создало негативные условия для работы исполнительной власти.

Неумение делегировать полномочия. Арсений Яценюк старался работать во главе Кабмина исключительно в формате "первый парень на деревне", в результате чего в его правительстве были вакантны и кресло первого вице-премьера, и пост вице-премьера по вопросам евроинтеграции. Премьер игнорировал и пожелания Банковой, и настойчивое беспокойство евроструктур по данному вопросу. Но главное — зияющие вакансии только подчеркивали отсутствие командного духа в правительстве. Сегодня, в процессе переформатирования Кабинета министров, эти портфели должны обрести своих хозяев, что, как минимум, даст надежду на повышение эффективности работы.

Неэффективная коммуникация. Правительство Яценюка не сумело выстроить эффективную систему коммуникации ни с Верховной Радой (притом что коалиция "Европейская Украина" формально представляла собой конституционное большинство), ни с обществом. Осуществляя непопулярные, но необходимые преобразования, министры и чиновники не сумели объяснить обществу их целесообразность, а рассказы о "первом миллиарде Яценюка" показали отсутствие в правительстве навыков по защите первого лица от информационных атак. На этом фоне создание и функционирование Министерства информационной политики выглядит насмешкой.

Заигрывание с олигархами. С громкими пафосными заявлениями правительство увеличило рентные платежи, но на деле борьбой с олигархами в работе Кабинета Министров и не пахло. Более того — и Ринат Ахметов, и Игорь Коломойский были, как показал опыт, не только желанными гостями в премьерском кабинете, но и непосредственными операторами сохранения Арсения Яценюка в премьерском кресле в середине февраля 2016-го.

Отсутствие реальной поддержки малого и среднего бизнеса. Структура украинской экономики требует положительных изменений. Деолигархизация без поддержки малого и среднего бизнеса выглядит декларацией. Именно мелкие и средние предприниматели, бывшие "гвардией оранжевого Майдана" в 2004-м и ставшие, одними из первых, солдатами и волонтерами весной 2014-го, должны были являться фаворитами правительственной политики. Сомневаюсь, что в правительстве этого не понимали, однако допустили атаку Натальи Яресько на упрощенную систему налогообложения и не предложили МСБ программы увеличения его влияния.

P. S. Надеюсь, Владимир Гройсман, с поста председателя Верховной Рады не только видевший существующие проблемы, но и принимавший непосредственное участие в попытках их разрешения, сделает выводы из ошибок предшественника. Ему предстоит, как минимум, изменить систему коммуникаций правительства и общества, показать будущие точки роста и обозначить сроки, в которые произойдут положительные изменения. Не лишним будет обеспечить и командный дух Кабмина. В противном случае судьба правительства Гройсмана окажется заведомо печальной.