Чего боятся ЖЭКи. Как заставить коммунальщиков выполнять свою работу
Бездействие преступно, и не стоит стесняться напоминать об этом
Берясь за эту тему, я думала, что придется приводить в пример жуткие истории о бездеятельности коммунальных служб, которые я слышала от других людей. Например, о том, как в 23-этажном доме одного из районов столицы полгода не работал грузовой лифт. Или о том, как несколько домов другого района на всю зиму остались без горячей воды. И тут произошло то, чего не случалось уже несколько лет.
В нашей шестнадцатиэтажке сломался грузовой лифт. Перебои в его работе случались и раньше, но обычно на ремонт уходило максимум три часа, а не целый день, как на этот раз. И вроде бы ситуация не катастрофическая, ведь есть еще и пассажирский лифт. Но беда в том, что моя инвалидная коляска вмещается в советский пассажирский лифт с жутким скрежетом даже при наличии мыла. Каждый раз, когда судьба заталкивает меня в его узенькую кабинку, я отчаянно делаю ставки, что окажется прочнее: лифт или коляска? А как на грех, следующим утром мне надо было ехать по неотложным делам.
Около восьми часов вечера я убедилась, что грузовой лифт до сих пор не работает, при этом диспетчер рапортует жильцам об устранении неполадок. И тогда я вспомнила, как несколько лет назад мне пришлось добиваться ремонта лифта с помощью ст. 397 Уголовного кодекса Украины. Эта статья предусматривает наказание за препятствование правомерной деятельности защитника в уголовном процессе. После упоминания этой статьи лифт починили в течение получаса.
Кроме того, есть в этом же Кодексе замечательная статья 146, которая признает преступлением незаконное лишение свободы человека. Это означает, что вас нельзя без судебного решения лишить возможности передвигаться туда, куда вы желаете, или держать там, где вы быть не хотите. Даже если сначала вы находились там добровольно, к примеру, в вашей квартире. Наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок:
- до трех лет — если человек совершил преступление в одиночку;
- до пяти лет — при совершении преступления по предварительному сговору двумя или более лицами в отношении малолетнего, двоих или более человек;
- от пяти до десяти лет — при совершении преступления организованной группой, то есть тремя и более лицами, каждому из которых определена своя функция в достижении общего плана.
Теперь объясню наглядно. Допустим, в высотном доме в течение нескольких часов, дней или месяцев не работает грузовой или пассажирский лифт. Причины могут быть разные. Диспетчер передала заявку механикам за 15 минут до конца рабочего дня вместо 15 минут после его начала, и они решили, что до завтра лифт никуда не уедет. Или те же механики сняли кабель лифта в одном доме, чтобы поставить в другом. А средства, выделенные на закупку кабеля, положило себе в карман начальство. То есть своевременный ремонт лифта зависит часто от двоих и более лиц. А как сотрудники коммунальных предприятий они имеют четко распределенные функции.
В любом случае из-за этого не могут выйти из дома мамы с детьми в лежачих или двойных сидячих колясках, люди в инвалидных колясках, а также старички и старушки, которые с трудом передвигаются. Почему они тоже? Потому что, когда ломается пассажирский лифт, а грузовой вызвать нельзя, пожилые люди вынуждены ждать, пока кто-нибудь поднимется грузовым лифтом на их этаж. Выходит, не починив лифт, коммунальщики лишают свободы более двух лиц, в том числе малолетних.
"Коммунальщики очень боятся сознательных граждан, знающих свои права: главное, говорить об этих правах твердым тоном, отчеканивая каждую букву закона"
Согласно ст. 216 Уголовного процессуального кодекса Украины дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 146 и 397 УК Украины, расследуют следственные органы Национальной полиции Украины.
Поэтому я позвонила в диспетчерскую службу района и, представившись, выпалила оператору Марине на одном дыхании следующее: "В нашем доме целый день не работает грузовой лифт. Мою коляску можно втиснуть в пассажирский лифт, только сломав ее. Завтра мне надо ехать на работу. Если до десяти часов утра лифт не будет работать, я позвоню в полицию и подам заявление о незаконном лишении свободы человека и препятствовании правомерной деятельности адвоката". После секундной паузы я уточнила, доступно ли мое объяснение и в ответ услышала растерянное "да" и номер моей заявки.
Лифт работал уже в девять утра. Это стало очередным подтверждением того, что коммунальщики очень боятся сознательных граждан, знающих свои права. Главное, говорить об этих правах твердым тоном, отчеканивая каждую букву закона.
Конечно, можно бороться за свое человеческое существование и менее радикальными способами. Например, в Киеве можно обратиться в Контактный центр 1551 с жалобой на действия любого сотрудника коммунальной службы. Допустим, на отказ оператора диспетчерской службы района уведомить жителя многоквартирного дома о результатах ремонта лифта, проведенного по его заявке. Свою позицию сотрудница управляющей компании обосновывает тем, что их регламентом этого не предусмотрено. Зато предусмотрено статьей 18 Закона Украины "Об обращениях граждан", который по юридической силе выше регламента коммунальщиков.
После жалобы на такое нарушение ваших прав и законных интересов вам не только позвонит руководство управляющей компании с извинениями и весточкой о том, что на ваш адрес направлен ответ о ремонте лифта. Через 10–20 минут с вами свяжется главный инженер ЖЭКа с дополнительными извинениями и вопросом: "Как Вам передать ответ? Лично или оставить в почтовом ящике?" А еще через пару недель, когда вы уже забудете об инциденте, вам позвонят из Контактного центра с вопросом, извинились ли перед вами.
Но такие методы эффективны, когда есть время для решения ситуации. В случаях, когда время не терпит, лучше действуют вышеописанные "экстремистско-правовые" приемы. Напоминание человеку, нежелающему выполнять свою работу, о том, что его действия или бездействие могут быть преступными, служит хорошей встряской. И не только для него, но и для всей системы, которую он представляет.