Да, но нет. Почему европейские чиновники затягивают с отменой виз для украинцев
Безвизовый режим – не столько показатель успеха страны на пути евроинтеграции, сколько козырь в политических играх Киева и Брюсселя
Давно ожидаемая украинцами возможность находиться 90 дней на территории Европейского Союза без визы до сих пор так и не стала реальностью. Чего в этом больше – теории заговора или бюрократии?
На днях самый влиятельный политик Европы Ангела Меркель пообещала, что Украина и Грузия получат безвизовый режим лишь после того, как Евросоюз примет механизм его приостановки.
Причина такой осторожности понятна: Европейский Союз обеспокоен прошлогодним нашествием беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки, которым, замечу, виз не выдавали. И поэтому лидеры содружества стремятся принять механизм, который бы гарантировал, что безвизовый режим не превратится в канал неконтролируемой миграции. На практике это означает, что к прянику, в качестве которого безвизовый режим воспринимался украинцами до последнего времени, добавляется кнут. Критерии применения нового механизма пока не обнародованы, но есть основания полагать, что обратный ход в этом вопросе должен быть достаточно быстрым.
Отечественные политики довольно громко возмутились таким поведением ЕС, что неудивительно: руководство Украины воспринимает перспективу получения безвизового режима нашей страной как возможность продемонстрировать свою политическую победу. Успех в этом направлении позволил бы официальному Киеву говорить о масштабном успехе на пути евроинтеграции, но в действительности непосредственной зависимости в данном случае нет: безвизовый режим получают и государства, не расположенные на европейском континенте и не декларирующие своего стремления быть членом ЕС.
И хотя в украинских реалиях отмена шенгенских виз воспринимается едва ли не как прорыв на пути европейской интеграции нашей страны, на самом деле этот шаг имеет скорее психологическое значение. Он способен продемонстрировать преимущества Украины (и Грузии) по сравнению с другими постсоветскими государствами, но не всеми – граждане Молдовы уже наслаждаются безвизовым режимом. Не лишним будет напомнить, что 2/3 наших сограждан не имеют загранпаспортов в принципе, то есть до сих пор ни разу не бывали на территории ЕС. Стоит ли удивляться, что они весьма восприимчивы к антиевропейской пропаганде со стороны России.
"И хотя в украинских реалиях отмена шенгенских виз воспринимается как прорыв на пути европейской интеграции нашей страны, на самом деле этот шаг имеет скорее психологическое значение"
В Брюсселе, похоже, уловили эти киевские настроения и повели свою бюрократическую игру. Несчастливая троица Грузия – Украина – Косово и временами примыкающая к ней в поисках безвизовости Турция уже стали предметом нескольких бесплодных обсуждений в Европейской Комиссии на уровне министров юстиции и внутренних дел. В результате можно утверждать, что летом украинцы безвизовый режим не получат. С другой стороны, Украина не получила и непреклонного отказа, а значит вправе рассчитывать на отмену шенгенских виз для краткосрочного посещения своими гражданами Европейского Союза, заинтересованного в туристических поездках. По всей видимости, проблема предоставления безвизового режима будет обсуждаться во время мини-саммита Украина – ЕС в конце июня.
При этом нет ничего странного в том, что наибольший скепсис относительно расширения списка безвизовых с ЕС государств демонстрируют представители Западной (Старой) Европы. Для них все эти маневры, которые являются политическим торгом, видятся элементом большой игры, на кону в которой сразу несколько призов. Это и сохранение европейского единства, и постепенное ослабление амбиций государств Центральной и Восточной Европы, претендующих на большее влияние на общеевропейские процессы, и восстановление находящихся под санкциями экономических отношений с Россией. В этой подковерной борьбе вряд ли определятся абсолютные победители, но показательную порку те, кто еще стремится стать членом ЕС, все равно получат.
Впрочем, каким бы показательным ни выглядел воспитательный процесс в отношении крупнейшего европейского государства, воспринимать происходящее исключительно через призму собственных обид – означает и дальше оставаться в статусе "серой зоны" в центре Европы. Представителям отечественной политической элиты будет полезно понять, что казус с отменой безвизового режима – только цветочки на пути Украины в Евросоюз: этот путь будет гораздо более продолжительным и сложным, чем многие украинские политики пытаются внушить своим избирателям.