Бремя миллиардера. Что значит быть Рокфеллером

Культура владения большим состоянием не дается от рождения, достаточно посмотреть на отечественных нуворишей

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Related video

Долгая жизнь и смерть человека в сверхпочтенном возрасте, а Дэвиду Рокфеллеру было без двух месяцев 102 года, это всегда возможность хорошей истории. Если у человека легендарное имя — тем более. Если за ним стоят огромные деньги, это еще и история его денег. История денег Рокфеллеров — одна из самых знаменитых.

Рассказы о том, что секрет долголетия Дэвида Рокфеллера (самого младшего из сыновей Джона Рокфеллера-младшего и внука того самого первого Джона Рокфеллера, с которого все началось) именно в больших деньгах, это как минимум преувеличение. Потому что тот самый первый Джон Рокфеллер дожил до 97 лет, и медицина в первой половине прошлого века — а умер он в 1937 году — ничего особенного собой не представляла. Его сын, отец Дэвида, умер в 86 лет. Поэтому дело, скорее всего, в генах и в здоровом образе жизни.

Например, Нельсон, старший брат ныне почившего Дэвида, удачливый губернатор Нью-Йорка, неудачливый вице-президент США и несостоявшийся президент, умер в семьдесят, во время секса с молодой девушкой. А развод Нельсона и женитьба в 1963 году на жене друга как раз и помешали ему всерьез и с хорошими шансами побороться за президентский пост. Чуть больше строгости к себе — и как знать, куда бы вынесла Нельсона жизнь и как долго она бы продлилась.

"История больших денег и знаменитых семей неизбежно переплетена с историей страны. В короткой пока истории независимой Украины отметилась одна семья, которую даже стали писать с большой буквы"

Деда Дэвида, Джона Рокфеллера, основавшего гигантскую нефтяную компанию Standard Oil и ставшего первым в истории долларовым миллиардером, считают человеком, чей относительный уровень богатства в 1,5–2% ВВП США уже никогда не будет превзойден. Он успел снять сливки с еще дикого капитализма. По личному богатству в $2,5 млрд его внук Дэвид Рокфеллер, бывший военный разведчик и президент Chase Manhattan Bank, уступает сотням других небедных людей, включая украинских нуворишей. Это вовсе не значит, что накопленное дедом бестолковые потомки пустили по ветру. Ведь существует еще Rockefeller Financial Services, компания, управляющая огромными активами в интересах всей семьи. Кроме того, множество благотворительных фондов, научных и образовательных учреждений существуют на деньги семьи, а финансовая поддержка Гарвардского университета — давняя традиция Рокфеллеров. Дэвид пожертвовал ему 100 млн в 2008 году, самую большую сумму в истории университета, да и всех университетов мира.

При этом, конечно же, Рокфеллеры в памяти народной навсегда эксплуататоры и живоглоты. Бойня летом 1914 года в палаточном городке бастующих шахтеров у городка Ладлоу в Колорадо, где в столкновениях с национальной гвардией погибло 19 человек, включая женщин и детей, — тоже часть семейной истории. Есть вещи, которые никогда не замолить и щедрыми подарками не заслонить. Но, говорят, тот жуткий эпизод очень сильно поменял Джона Рокфеллера-младшего, входившего в руководство местной угольной компании. Отец Дэвида старался проявлять большое внимание к нуждам рабочих, и во время Большой депрессии сильно рискнул, но не остановил строительство грандиозного Рокфеллер-центра на Манхэттене, которое обеспечивало работой более 70 тыс. человек.

История больших денег и знаменитых семей неизбежно переплетена с историей страны. В короткой пока истории независимой Украины отметилась одна семья, которую даже стали писать с большой буквы. Она исчезла из наших пределов вместе с выкачанными деньгами и очень плохой памятью о себе, напоследок призвав интервентов. Ничего хорошего от людей с большими деньгами Украина пока не видела, хоть те иногда и развлекаются благотворительностью. Наверное, 25 лет слишком мало, чтобы понять настоящую цену и обязывающую силу огромных состояний. И в первую очередь их владельцам, среди которых мало кто готов рассказать всю правду о происхождении своих миллионов.