Тетрис глобального масштаба. Почему не стоит строить апокалипсические прогнозы

Совокупная мировая экономика представляет собой один сплошной пузырь, который мы не устаем накачивать. Мы живем, играя в тетрис

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Бывают новости, от которых захватывает дух. И не всегда это новости о лишении неприкосновенности депутатов. Вот, к примеру, Институт международных финансов сообщил о том, что совокупный общемировой долг в I квартале этого года достиг астрономической суммы в $217 трлн. Причем только лишь за последний год он вырос на $600 млрд. Самое интересное в том, что долг этот составляет 327% мирового ВВП. То есть всему человечеству потребуется три с лишним года, чтобы его отработать. Конечно, при условии, что мы больше ничего не будем занимать.

О чем говорят эти данные? Конечно, проще всего отшутиться. В самом деле, кому человечество столько задолжало: Юпитеру, Луне или каким-то абстрактным инопланетянам с Альфа Центавра? Однако шутка не поможет даже представить себе проблему — лишь замаскировать.

А проблема на самом деле серьезная. Точнее, их несколько. Во-первых, эта статистика показывает, что мы до сих пор в плену экономических представлений индустриальной эпохи. Что новые инструменты финансирования проектов (тот же краудфандинг, например) еще не настолько развиты, чтобы повлиять на глобальную ситуацию. Мы по-прежнему воспроизводим кредитную модель экономики, постоянно наращивая долговое бремя. А это значит — нам по-прежнему нужно экономически расти (ибо долги следует отдавать с процентами). А рост в индустриальную эпоху означает увеличение эксплуатации природных ресурсов. К тому же он все-таки имеет свои пределы, что неоднократно уже доказывалось экономическими кризисами.

"Тем, кто часто играет в игры, должно быть известно, что надпись game over может возникнуть на экране совершенно неожиданно. Без всякого предупреждения"

Во-вторых, данные говорят о том, насколько мы в этом мире взаимозависимы. Это было бы неплохо, если бы долг не являлся средством давления кредиторов на должников. И если бы долговая ситуация не отражала тот дикий дисбаланс между богатыми и бедными регионами мира, который мы наблюдаем сегодня.

Наконец, эта неумолимая статистика показывает, что мы живем не по средствам. Что совокупная мировая экономика представляет собой один сплошной пузырь, который мы не устаем накачивать. Что мы живем, играя в тетрис. В игру, где скорость постоянно увеличивается, фигуры падают все быстрее, а остановиться нельзя. Но в тетрисе рано или поздно наступает момент, когда игрок уже не справляется с летящими сверху фигурами, и они заполняют все поле без остатка. Когда такой момент наступит в мировой экономике? Кто первым скажет, что король голый? Кто запустит механизм глобального дефолта? И случится ли это прежде, чем мы найдем новые механизмы взаимодействия между людьми, странами и континентами, да с той же самой природой?

Конечно, строить апокалипсические прогнозы не стоит. На дворе лето. Атипичное, конечно (изменения климата никто не отменял), но все же лето. И есть ощущение, что ничего не изменится и так будет всегда. Но тем, кто часто играет в игры, должно быть известно, что надпись game over может возникнуть на экране совершенно неожиданно. Без всякого предупреждения. Предотвратить это, в принципе, можно. Но вот подготовиться нельзя.