Ленин с нами. Украинский подход к декоммунизации - чисто советский

Об идеологических кульбитах в Беларуси и Украине

Фото: Sputnik/ Виктор Толочко
Фото: Sputnik/ Виктор Толочко
Related video

Если бы не Революция достоинства и снос памятника Ленину, несмотря на его художественную ценность (которая заключается в том, что автор скульптуры видел Ильича в гробу и вырезал лицо статуи на основе посмертной маски), сегодня по Крещатику к Бессарабке в очередной раз прошествовали бы колонны пенсионеров с портретами Ленина и красными гвоздиками в петлицах.

А всего в 200 км к северу от Киева расположена страна, где президент — бывший председатель колхоза, а государственная символика со времен СССР претерпела лишь косметические изменения.

В Беларуси до сих пор спецслужба именуется КГБ, а печатный орган Администрации президента носит гордое название "Советская Белоруссия" и публикует передовицы, вполне соответствующие наименованию.

Активно работает и аналог комсомола — Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), куда массово записывают школьников и студентов. Топонимика городов тоже не особо изменилась — улица Ленина соседствует с улицами Свердлова и Энгельса. Памятники Ленину никуда не делись, а недавно даже открылся новый культурный комплекс — Линия Сталина.

Справедливости ради стоит отметить, что потихоньку политическая конъюнктура все же постепенно меняется и Александр Лукашенко сейчас пытается усидеть на двух стульях — сохраняя верность старому строю, он в некоторых случаях потакает запросу на белорусизацию. Занимательно, что подобный дуализм порой приобретает весьма причудливые формы — министр внутренних дел Игорь Шуневич появляется на параде 9 Мая в форме НКВД, а членов БРСМ и провластной организации "Белая Русь" отправляют на субботники на место массовых расстрелов под Минском, в Куропаты. Месяц назад там убирали лес даже сотрудники милиции, впрочем, не акцентируя внимания на то, чем памятно это место.

Причина таких идеологических кульбитов — не осуждение преступлений коммунизма, а банальная необходимость выбить козырь антикоммунистической риторики у оппозиции. Весной этого года во время всплеска протестной активности одной из горячих точек как раз стали Куропаты — активисты препятствовали строительству развлекательного центра рядом с захоронениями и организовали протестный лагерь. Поэтому власть решила перехватить инициативу и возглавить процесс заботы о национальной памяти, подавая ее под нужным ракурсом, — архивы белорусского КГБ до сих пор не рассекречены.

Довольно неоднозначно Лукашенко решил подойти и к празднованию 100-летия октября. Массовые мероприятия будут проводить лишь по инициативе местных властей. В большинстве городов все пройдет скромно, ограничатся тематическими выставками.

Однако в Гомеле отдел идеологии решил организовывать вскрытие капсулы с посланием потомкам, заложенной 50 лет назад. Ее привезут на площадь Ленина на оригинальной тачанке времен Гражданской войны, торжественно зачитают послание предков и заложат новое — в 2067-й.

Апофеозом массовых гуляний станет реконструкция петроградских событий 1917-го

В Украине кажется абсурдным, что такое происходит всего в нескольких часах езды от Киева. Однако не все так просто. К примеру, Петр Порошенко недавно наградил орденом Ярослава Мудрого судью Григория Зубца. Вполне привычная советская раздача "слонов" обернулась скандалом. Выяснилось, что Зубец в свое время приговорил диссидента Валерия Марченко к 10 годам лишения свободы, тем самым обрекая его на смерть, — спустя полгода тяжелобольной Марченко умер в лагере.

Да и украинский подход к декоммунизации в целом по сути чисто советский. Осуждение коммунизма в основном идет на уровне символики. Красный галстук вытесняют вышиванкой, "Кобзарь" Шевченко используют вместо "Капитала" Маркса. Казачата вместо пионерии и националистический "комсомол" правых партий — тоже не излечение раны коммунизма, а наоборот, ее углубление. Да и внезапные ремонты школ перед выборами — это абсолютно советское понимание политики, которое сводится к тому, что придет начальство и все решит. А за счет чего и как это будет сделано, избирателя не волнует. Неправильной дорогой идете, товарищи!