Президент в раю. Почему Порошенко "не заметил" новый скандал с офшорами

Публикация «райских досье» лишний раз показала, как сливки общества далеки от самого общества

Фото: president.gov.ua
Фото: president.gov.ua
Related video

5 ноября одновременно по всему миру Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал материалы, связанные с тайной офшорной активностью сильных мира сего.

Как и в апреле 2016 года, когда были обнародованы "панамские досье", анонимный источник поделился конфиденциальной информацией с газетой Süddeutsche Zeitung, а та привлекла к работе над огромным массивом информации сотни коллег-журналистов из 67 стран мира.

Из 13,5 млн документов большая часть представляет собой данные, утекшие из бермудской юридической компании Appleby. В отличие от панамской Mossack Fonseca, у которой была репутация фирмы небрезгливой, клиенты Appleby — куда более приличный народ, да и происхождение денег, которые они пытались пристроить с помощью бермудских юристов в офшоры, более прозрачное.

Исходя из этого, нынешние скандалы, связанные с обнародованием финансовых тайн политиков, знаменитостей и крупных компаний, не будут настолько убийственны, как в прошлый раз, когда дошло до отставки глав правительств и руководителей крупных компаний.

Конечно, и сейчас не обойдется без отдельных неприятностей. Например, министр торговли США Уилбур Росс, как оказалось, забыл сообщить при вступлении в должность, что у него есть общие дела с близким к Путину бизнесменом Геннадием Тимченко, находящимся под американскими санкциями, и даже зятем российского президента Кириллом Шамаловым. В свете нынешнего расследования влиянии России на президентские выборы в США в 2016 году эта пикантная деталь выглядит особенно ярко.

Проблема, однако, не в отдельных эпизодах с разной степенью криминальной составляющей, а в целом в существовании глобальной системы, которая дает возможность тем, кто и так неимоверно богат, становиться еще богаче, пользуясь льготами тихих офшорных "налоговых заводей".

В то время как бизнес помельче не может позволить себе всякого рода хитрые "оптимизации", к услугам сверхбогачей юридический сервис, освобождающий их от лишнего бремени

Это тенденция последних десятилетий, когда богатые стремительно приумножают свои состояния, в то время как доходы остальных слоев населения растут намного медленнее, а то и падают.

Обзор Forbes в марте 2017 года показал, что совокупный капитал 2043 богатейших людей мира вырос за последний год на 18%, а средний доход американской семьи в 2016 году, по данным Бюро переписей США, увеличился лишь на 3,2%.

Нашелся в бермудских документах, как раньше в панамских, и украинский президент. Из "панамских досье" мы узнали, что Петр Порошенко обзавелся офшорной компанией, и нам тогда объяснили, что это было необходимо, чтобы передать Roshen в "слепой" траст.

Теперь расследователи опубликовали переписку представителей Порошенко с Appleby, из которой ясно, что бермудская компания не стала связываться с украинским президентом, сочтя риски слишком высокими, и уже после этого его люди создали панамский офшор. В переписке с Appleby имеются пассажи насчет неких "налоговых целей" в качестве пожелания украинской стороны. По этому поводу хотелось бы каких-то разъяснений, но в администрации президента сказали, что ничего комментировать не будут, не считают нужным. Речь в защиту президента произнесла почему-то его представитель в Верховной Раде Ирина Луценко, опять же почему-то на заседании согласительного совета парламента.

Вот это нежелание лишний, пусть сотый раз пояснять щекотливую ситуацию с собственными капиталами очень характерна для президента-миллиардера в нищей стране. Дескать, что вам объяснять, вы все равно не поймете, зачем для руководства шоколадным бизнесом нужно создавать холдинговую компанию в Люксембурге, под которой будет субхолдинг в Голландии, а над люксембургской надстроят кипрскую, которая в свою очередь владеет офшорной — "мы предпочитаем Британские Виргинские острова, но остров Мэн тоже может подойти" (цитата из "райских досье"). А если даже поймете, все равно не поверите.

Ответ же прост: президент не с нами. Он с теми, для облегчения чьей высокообеспеченной жизни создаются офшоры. У нас же совсем другая жизнь.