Включите мозг. Дети - не социальный маркер успешной жизни и даже не ее смысл

Почему нельзя перебегать с ребенком дорогу на красный свет. Даже если нет машин

Фото: Наши дети
Фото: Наши дети

Недавно прочитала, что чем усердней заниматься с ребенком до трех лет, тем активнее будет впоследствии работать и развиваться его мозг. К похожему выводу в 1871 году пришел и Дарвин. Он говорил, что мозг зайцев и кроликов, выращенных в пустой клетке, на 15–30% меньше, чем у их соплеменников в природе. При этом если ту же клетку каждый день наполнять какими-то различными предметами, давая кроликам возможность играться и развлекать себя, то их мозг соответственно будет расти.

Человеческий мозг работает так же. Если, например, говорить с годовалым ребенком одновременно на трех языках, вероятность, что к трем годам он заговорит сразу на английском, французском и китайском, конечно, мала. Но ему точно в будущем изучение иностранных языков будет даваться намного легче, чем остальным сверстникам.

К слову, нидерландский нейробиолог Дик Свааб, специализирующийся на исследованиях головного мозга, утверждает: дети, запущенные родителями на этапе раннего развития, более ограничены в плане интеллекта, языковых способностей и мелкой моторики. А еще они вырастают импульсивными и гиперактивными. То, что первые три года жизни ребенка фундаментальные для его дальнейшего развития, Свааб подкрепляет данными исследований.

Например, сиротам, которых усыновили до двух лет, с возрастом удавалось достичь нормального уровня IQ — более 100. А вот дети, которых взяли в приемные семьи, когда им было больше двух лет, выше 80 пунктов IQ в будущем не достигали.

Казалось бы, как просто. Чем меньше внимания вы уделяете своему чаду на раннем этапе развития, тем меньше будет его мозг, и наоборот. Поэтому элементарно инвестируйте знания (пусть крошечные) в ребенка с пеленок, уделяйте детям достаточно своего внимания — и будет всем счастье. Особенно сегодня, когда возможности дать подрастающему поколению все самое необходимое неограниченные. Не нужно ведь нанимать французских гувернанток или отправлять детей на учебу в закрытые лондонские школы, или требовать от трехлетнего малыша знать таблицу умножения.

Все, что нужно, — просто проводить время с ребенком, давая ему возможность самостоятельно познавать мир и всячески при этом ему помогать. Не нужно ограничивать действия малышей: хочет попрыгать в луже, пусть!

Это вы к тридцати годам уже знаете, что никакого удовольствия от игр с лужами нет, но ребенку ведь интересно

Отвечайте на каждое "зачем" и "почему", рассказывайте детям истории сами. Дети — это не галочка в списке вещей, которые нужно сделать до смерти, не социальный маркер успешной жизни и даже не смысл жизни, как любят говорить многие представительницы секты "яжемать".

Месяца два назад наблюдала одну картину на футбольном стадионе. Отец с трехлетним сыном смотрят матч. Вернее так: папа смотрит, а малышу — невооруженным взглядом видно — это явно неинтересно. Поведение мальчика очень громко для меня и совсем бесшумно для отца кричало о том, что вместо просмотра увлекательной игры, где двадцать два мужика бегают полтора часа за одним мячом, ребенку хотелось бы самому погонять по газону и побеситься с папой. А потом сесть где-нибудь, съесть что-то очень вкусно-шоколадное и наконец узнать ответы на бесконечные "зачем" и "почему", которыми он завалил отца на стадионе. К сожалению, ни на один вопрос ответа не последовало. Все, что смог выдавить из себя папа, было "Сына, ну погодь, видишь, игра какая".

Или другой пример. Центр Киева, воскресенье, где-то восемь вечера, движение на дорогах не сильно перегруженное, поэтому машины спокойно пролетают на зеленый свет светофора. Тут на одном из перекрестков молодая семья: папа, мама, две дочки — одной до годика, вторая постарше — где-то три. В какой-то момент глава семейства решает бросить вызов вселенной, перехитрить светофор на 38 секунд, которые им оставалось подождать, чтобы перейти дорогу. Хватает старшенькую за руку, кивает жене, мол, "идем, дорогая", и уверенно шагает прямо. На красный. Там, где полно машин и без уверенности, что все успеют вовремя притормозить.

И первый, и второй случай — показательны. Такие мелочи в поведении родителей на самом деле обнажают их реальное отношение к воспитанию своих детей. Уверена, отец, перебегающий со всей семьей на красный, подумал: мол, разочек проскочить можно — дети пока не понимают, когда дорогу переходить. А мужчина со стадиона решил, что его трехлетний сын все равно не запомнит, "почему у папы растет борода, а у мамы нет".

Так и получается, что самый важный период становления нашего мозга родители неосознанно игнорируют. И потом не понимают, почему их сын так долго не может запомнить разницу между past simple и past continuous, а его одноклассник Паша успевает параллельно еще и французский учит. А все, что нужно ребенку, — внимание и общение. Например, во времена Второй мировой войны в госпиталях 30% детей-сирот, которым не хватало сиделок, телесного и душевного контакта, умерло. А те, кто выжили, остались с серьезными физическими нарушениями.

Получается, что рецепт правильного воспитания ребенка очень прост: уделяйте ему больше времени и внимания, разговаривайте с ним, откликайтесь на даже самые абсурдные просьбы, отвечайте на даже самые глупые вопросы. И не перебегайте с ним дорогу на красный свет. Даже если нет машин.