Пенсии для военных. К вопросу о национальной безопасности и обороне

Про армейский замах на рубль, из которого не вышло удара даже на копейку

Фото: gomel.today
Фото: gomel.today

Кабинет министров Украины одобрил решение о повышении пенсий военнослужащим с 1 января в среднем на 1,5 тыс. грн. Решение представил премьер-министр Владимир Гройсман, который отметил, что решение не требует внесения изменений в действующее законодательство, поэтому оно будет в силе до момента наработки и принятия соответствующего законопроекта.

Приятная новость. Хотя бы до "наработки и принятия".

А история с военным пенсионом все это время получалась не очень красивая.

Вообще, пресловутый булгаковский квартирный вопрос испортил жизнь многим поколениям советских людей. В Украине его дополнил вопрос пенсионный. С декабря украинские пенсионеры не "нарадуются" повышению на широко распиаренные, но несчастные по своей сути 100–200 грн.

А вот военные чувствуют себя обманутыми. Полностью. И требовали немедленного пересмотра своих пенсий, о повышении которых все тот же Гройсман уверенно говорил еще в октябре прошлого года.

Причем требования уже переросли из глухого кухонного недовольства в открытое. Уже были акции протеста в Киеве, Мариуполе, Львове, Ровно, петиция на сайте президента и даже силовые методы: блокировка дверей Кабмина и магистралей, не говоря уже о митингах и прорывах на сессии местных советов с горячими выступлениями с трибун. Как будто на местах что-то могут решить.

Военным пенсионерам долго рассказывали, как им хотят резко повысить пенсии

Например, министр соцполитики Андрей Рева еще в январе справедливо отметил: "После начала пенсионной реформы в 2017 году средняя пенсия по стране выросла до 2448 грн, а средняя пенсия силовиков составляет 2600 гривен, то есть они практически сравнялись. Это негативная и неправильная ситуация, ведь военные должны иметь большую пенсию". Поэтому, мол, по расчетам Минсоцполитики, пенсии военных должны вырасти не менее чем на 77%. Осталось решить вопрос с Верховной Радой.

Гройсман чуть позже признал: "В январе закон принять не удастся. Очевидно, что это нужно сделать в феврале. За январь все доплаты будут сделаны в полном размере". Премьер при этом проявил осведомленность и принципиальность в том, чтобы "тот, кто "боевой", у того должна быть выше пенсия, а у того, кто был в тылу, в штабе, — абсолютно другая.

На дворе февраль. И? Уже сделаны расчеты, на основании которых можно сделать будет вывод и просчитать пенсии для тех, кто "защищал нашу страну" на Донбассе и тех, кто делал это, например, в Ираке, Либерии, Косово? А ведь и те и другие — "боевые". Во всяком случае, обладают одинаковым статусом участника боевых действий. Или в Кабмине каким-то образом решат, кто из них более боевой?

Что касается Верховной Рады, с которой у Кабмина пока не все получается, то от ее имени выступает военный пенсионер, народный депутат Дмитрий Тымчук. Еще в декабре прошлого года он разразился гневной критикой по адресу Ревы. "Со всей ответственностью заявляю: в данной ситуации виновно Минсоцполитики и лично его глава. Последний обещал предоставить в ВР законопроект по военным пенсионерам сначала в сентябре, затем до 1 ноября, теперь — до конца года, так, чтобы уже в январе повысить военные пенсии, но…вместо этого Минсоцполитики ударилось в откровенную ложь. Так, депутатам г-н Рева вдруг принялся рассказывать, что сначала законопроект должен рассмотреть СНБО. Но к СНБО данный документ отношения не имеет… Я вижу только одно объяснение: Минсоцполитики проигнорировало все наработки рабочей группы при Кабмине и "нарисовало" такой документ, что его стыдно показать, а теперь думает, как бы его под шумок пропихнуть через парламент. Не выйдет"", — заявил Тымчук.

Интересная картина вырисовывается, правда? А вот вам дополнительный штрих. Постановление об увеличении денежного обеспечения военнослужащих всех силовых структур, которое должно было вступить в силу 1 января 2018 года, введут в действие на год позже. Решение об этом принял Кабмин 27 декабря.

В правительстве вдруг с ужасом выяснили, что повышение денежного довольствия действующих военнослужащих влечет и перерасчет пенсий

Для понимания величины ужаса: всего, по подсчетам Минсоцполитики, для перерасчета пенсий для военных пенсионеров требуется дополнительно предусмотреть в госбюджете на этот год 35 млрд грн. А их, видимо, просто нет.

Ведь только на "жиденькое" для обычных пенсионеров повышение потребовалось 60 млрд грн. И эта сумма тонким 150-гривневым слоем распределилась по кошелькам 11 млн человек: бабушек и дедушек. (Другой вопрос, что она потом рассосалась повышением цен на коммуналку, уменьшением субсидий и т. д.). Так что свои приоритеты Кабмин расставил сразу. Ну, а потом был тот самый армейский замах на рубль, из которого не вышло удара даже на копейку.

Что ж, тактическую борьбу за электоральную "целевую аудиторию" Кабмин, может, и выиграл. Но вот стратегическую нет. Ведь военные пенсионеры — это в большинстве своем запасники, и именно они призываются в случае "чего". Так что, может, не так уж и неправ был Рева, когда (если верить Тымчуку) хотел вынести решение о повышении пенсий для военных на СНБО. Вопрос-то действительно национальной безопасности и обороны.

И заткнуть его, конечно, с помощью гройсмановских полутора тысяч пока удалось. Но надолго ли? С новым военно-пенсионным законом ведь так ничего и не ясно.