Оружие возмездия. Зачем мы просим у США "Джавелины"
В Украине есть «Комбат», «Скиф», «Барьер», но их... нет
На рост оборонных расходов работает весь без исключения украинский народ. Бизнес платит налог на прибыль, а украинцы — военный сбор. За 2017 год эти скромные 1,5% "временного налога", которые платятся с зарплат и других доходов физлиц, составили 15,1 млрд грн.
Однако в Вооруженных силах не чувствуется избытка новой техники. Если говорить о зоне АТО, то там задействовано оружие еще советского производства. Артиллерия, танки, бронетехника, стрелковое оружие и т. д. — все это извлечено со складов хранения, расконсервировано. Конечно, современные образцы иногда попадают в армию, но в очень ограниченном количестве.
Путь большинства разработок наших ученых в основном заканчивается их простым принятием на вооружение ВСУ, а не серийным производством. Украинская армия за последние годы приняла на вооружение много новой техники, включая военно-транспортный самолет Ан-70, РЛС "Зоопарк-2", основной боевой танк БМ "Оплот" и даже бронеавтомобиль "Дозор-Б". И где это все? Только акты государственных испытаний подтверждают обеспечение армии современными образцами вооружения и военной техники.
Долгое время Минобороны оправдывало отсутствие закупок новых образцов ВВТ сокращением военного бюджета. До 2014 года военные расходы действительно из года в годы сокращались. Но сейчас ситуация изменилась, расходы на оборону растут, а новую технику мы по-прежнему поставляем за рубеж. Почему Украина активно клянчит бесплатную военную и военно-техническую помощь у западных партнеров?
Этот вопрос довольно четко сформулировал бывший командующий Сухопутными войсками США в Европе, генерал-лейтенант Бен Ходжес, рассказывая о посещении танкостроительных мощностей в Харькове.
"Я заметил на другой стороне территории завода целый ряд блестящих новых танков и спросил: "Что это?" — "Это на экспорт". — "Экспорт? Вы просите "Джавелины", а сами экспортируете танки?" — удивился Ходжес. Вероятно, генерал увидел партию "Оплотов", подготовленных к отправке в Таиланд.
Американский генерал удивился бы еще больше, попади он на территорию Киевского государственного конструкторского бюро "Луч"
Тогда он узнал бы о вполне конкурентном уровне украинского противотанкового оружия: комплексы "Комбат", "Скиф", "Барьер" — вот неполный список ракетных комплексов, применяемых для поражения не только танков, но и вертолетов противника, которые доведены до серийного производства. И тогда вопрос американского генерала "Зачем вы просите у нас "Джавелины"?" зазвучал бы еще острее.
Курт Волкер заявил, что "Джавелинов" на Донбассе не будет. Киев, по словам спецпредставителя Госдепа, с этим условием согласился. Значит, противотанковые комплексы, о которых говорилось несколько лет подряд как о своеобразном "оружии возмездия", будут надежно храниться вдали от мест боевых действий.
Аналогичная ситуация и с танками. Примечательно, что МО Украины уже не раз сообщало о планах закупки суперсовременного танка отечественной разработки. Но каждый раз очередная партия (как и та, что попалась на глаза американскому генералу) отправлялась в Таиланд, а не в зону АТО. Очередное подобное обещание совпало с подписанием Порошенко решения СНБО о повышении расходов на закупку вооружений почти на 40%. И глава государства неоднократно говорил, что за очень короткий срок удалось создать современную армию.
Если провести аналогию со Второй мировой войной, то в ее ходе СССР удалось очень быстро обеспечить перевооружение своих сил за счет быстрого внедрения новых разработок в серийное производство. Истребитель Ла-5, бомбардировщик Ту-2, танк Т-34 появились в войсках уже во время активных боевых действий Красной Армии против сил Вермахта на территории СССР. И воюющая страна тогда жила по принципу "Все для фронта, все для Победы!". На войну работали не только эвакуированные предприятия, но и остальные отрасли народного хозяйства.
Положение украинской экономики далеко от советского мобилизационного варианта. Более того, наши предприятия восстанавливают объемы экспорта продукции в Россию. А закупки в рамках оборонных расходов часто становятся предметом медийных скандалов.
Например, недавно военная прокуратура отсудила у производителя бронежилетов "Темп-3000" 30 млн грн переплаты по контракту на поставку спецсредств индивидуальной защиты, заключенному еще в 2014 году. Согласно изменениям в Налоговый кодекс, такие сделки на период АТО освобождены от уплаты НДС. Поэтому "Темп-3000" насчитал этот налог неправомерно и должен эту сумму вернуть. С другой стороны, при закупке материалов, необходимых для производства бронежилетов, их производитель наверняка платил НДС, и на этом возврате часть прибыли он может потерять. Кто после этого захочет быть поставщиком МОУ?
Отсутствие новой техники, как и экономических стимулов для украинского производителя работать на оборону своей страны, может стать роковым фактором в случае обострения обстановки на востоке Украины. Ведь чтобы защитить свою территорию, необходимы реальные образцы вооружения и техники, а не бумажные акты их приемки. А производителям необходимы налоговые льготы по всей цепочке, ведь работать "в минус" вряд ли кто-то согласится. А еще очень хочется, чтобы ситуация с закупками изменилась и американский генерал не задавал вопросы, ответов на которые нет.