Туберкулез и декоммунизация. Палочка Коха самый сильный удар нанесла в тубдиспансерах

Лечить теперь будут не болезнь, а пациента, с учетом его потребностей и жизненных обстоятельств

Задумывались ли вы о том, что декоммунизация может коснуться не только символов, памятников и названий улиц? Оказывается, декоммунизация напрямую связана и с проблемами здравоохранения. Яркий пример — борьба с туберкулезом, которую ведет Украина.

После того, как после Второй мировой туберкулез стал косить рабсилу, Советский Союз подошел к решению проблемы с присущим империи размахом. Были построены туберкулезные диспансеры, санатории, больницы, и тысячи пациентов с туберкулезом оказались охвачены лечением. Были внедрены на государственном уровне такие меры, как массовая флюорография и обязательные пробы Манту для детей. Огромный маховик государственной машины закрутился в борьбе с палочкой Коха, что принесло в кратковременной перспективе хороший результат.

Но, как обычно, сам пациент в этом конвейере лечения был всего лишь винтиком, интересы которого никто не учитывал. Для справки: лечение туберкулеза длится от полугода до 20 месяцев. Пациент ежедневно принимает горсть антибиотиков, которые к тому же обладают побочными эффектами; оторван от работы, семьи, социальной жизни. Советский Союз мог позволить себе на полгода изолировать человека, отправив его на больничный. Но после развала, в новых условиях каждый пациент оказался один на один с болезнью. В результате многие прерывали лечение или даже не начинали его — просто из-за того, что не могли себе позволить лечь в больницу на шесть месяцев!

Ежегодно в Украине выявляют более 20 тыс. новых случаев туберкулеза, на лечении ежегодно пребывает более 30 тысяч, умирает от туберкулеза около 4 тысяч пациентов

Для сравнения: в Финляндии зарегистрирован всего 1 пациент с туберкулезом на миллион населения!

Но не только это — слабая приверженность пациентов к лечению — оказалась основной проблемой.

Как ни парадоксально, самый сильный удар коварная палочка Коха, возбудитель туберкулеза, нанесла человечеству в самих туберкулезных диспансерах. Для палочки диспансеры превратились в настоящий тренинговый центр для вырабатывания устойчивости ко всем существующим антибиотикам. Замкнутые в ограниченном пространстве, пациенты инфицировали друг друга, в результате чего микобактерия становилась только сильней.

В результате сегодня в Украине у каждого третьего пациента с туберкулезом устойчивая к антибиотикам форма, которую приходится лечить уже не полгода, а два-три года, дорогими и более токсичными лекарствами, без гарантии излечения.

Есть ли выход из этой ситуации? Сегодня в стране объявлен старт самой масштабной программы по борьбе с туберкулезом, которую внедряют государство, международные и неправительственные организации. Речь идет о так называемой амбулаторной модели лечения с социальным сопровождением — когда соцработник ежедневно привозит лекарства пациенту, куда ему удобно — на работу или домой — и контролирует прием лекарств.

Эта модель уже была опробована в проектах Сети ЛЖВ в 17 регионах Украины и принесла потрясающие результаты: 96% излечения чувствительного к лекарствам туберкулеза! Для сравнения: по стране — 76%, всего ¾ пациентов избавляются от болезни! Более того, в новую модель заложена и мотивация для врачей, соцработников и медперсонала — за каждого излечившегося пациента они получают бонусы. Сейчас каждый пациент, у которого обнаружен туберкулез, не будет проводить время в диспансерах, а сможет сразу начать лечение и вернуться к нормальной жизни.

Также по новому протоколу, принятому МОЗ, отменяется массовая флюорография, которая не была эффективной с точки зрения выявляемости, зато очень финансово затратной. Вместо этого семейные врачи будут проводить опрос пациента на симптомы туберкулеза — и только потом, при необходимости, отправлять на флюорограмму (это входит в базовый пакет первичной помощи).

Отменяется и обязательная туберкулиновая проба Манту для всех детей (при массовой вакцинации БЦЖ она часто давала ложноположительные результаты). Для более точной диагностики сейчас будут использоваться так называемый квантифероновый тест и тест Gene Xpert MBT/RIF (этот тест одновременно может диагностировать устойчивость микобактерии к наиболее єффективному противотуберкулелезному препарату — рифампицину). На регистрацию в МОЗ подан и новейший препарат от лекарственно-устойчивого туберкулеза — бедаквилин, который для множества пациентов станет настоящим спасением.

Сейчас мы стоим на пороге того, что, наконец, декоммунизация победит и в модели лечения туберкулеза — когда лечить будут не болезнь, а пациента, с учетом его потребностей и жизненных обстоятельств. И эта страшная болезнь уйдет в прошлое, как чума или оспа, и останется лишь на страницах исторических романов и медицинских учебников.