Интеллектуальная несобственность. Как остановить отток мозгов из Украины

Иностранные компании объявили настоящую охоту на украинские мозги и таланты

Фото: Business FM Уфа
Фото: Business FM Уфа
Related video

Украина проигрывает битву за интеллект и таланты, еще пять лет в таком направлении – и мы окончательно потеряем перспективу занять достойное место в мировой экономике инноваций и технологий.

В Минсоцполитики признают: на постоянной основе за границей работают более 3 млн украинцев и еще 7–9 млн находятся на сезонных работах (при этом всего трудоспособного населения в Украине – около 14 млн.).

Но дело не только в этом. Иностранные компании объявили настоящую охоту на украинские мозги и таланты. Охотятся как за готовыми специалистами, так и за начинающими и даже за теми, кто показывает высокие результаты на школьных олимпиадах и на студенческой скамье.

Недавно я столкнулся с тем, что в НТУУ "КПИ" студенты одного из факультетов уже с 3-го курса "законтрактованы" в другие страны — Китай, Малайзию и пр. Кто-то уезжает до 5-го курса, кто-то – сразу после окончания вуза. Получается, что наша система образования, по сути, готовит кадры для других стран, а украинские инвестиции в образование уходят в песок.

Система охоты за украинскими "головами" состоит из множества элементов: грантовых программ международных организаций, ориентированных на проведение различных конкурсов и олимпиад для школьников и студентов, кадровых агентств, программ стажировок и пр. Но главную роль в стимулировании оттока украинских кадров из сферы ИТ играют мировые технологические гиганты, это транснациональные корпорации, многие из которых имеют офисы или R&D центры в Украине.

Их цель — находить украинские таланты и забирать на работу, усиливать свой интеллектуальный и коммерческий потенциал. Иностранные работодатели всячески помогают своим новым сотрудникам в получении визы, полной оплате переезда, подборе жилья и ресоциализации семьи в новой стране.

Но просто констатировать тот факт, что страны и мировые корпорации конкурируют за таланты, было бы неправильно — это естественный процесс в глобальной экономике. В конце концов, люди сами выбирают, где им работать.

Но с точки зрения будущего страны важно понимать, что нужно делать, чтобы остановить отток талантов из Украины и обеспечить им такие условия, при которых люди не захотят уезжать из страны. Конечно, это не зависит от одного человека, даже президента страны, но это должно быть государственной долгосрочной программой, скоординированной работой всех ветвей власти.

Я считаю, что для любой власти в такой ситуации главное — не навредить и не нарушить сложившийся баланс в отрасли. Самое простое, что можно сделать, – прежде всего сохранить упрощенную систему налогообложения. Сломать ее очень просто, но последствия могут быть самыми плачевными.

Проблема в том, что депутаты предлагают (законопроект №10094) выделить айтишников в отдельную 5-ю группу единого налога и планомерно с 2020 по 2025 годы увеличивать налогообложение на 1% — с нынешних 5% до 10% дохода.

Эта 5-я группа предназначена исключительно для программистов (!). Т. е. в понимании горе-законодателей ИТ-отрасль – это только программисты. Но программисты своим кодом создают лишь условно 20–30% продукта, а единый налог не будет распространяться на тех, кто обеспечивает весь процесс – менеджеров, маркетологов, пиарщиков, продажников и др. То есть нужно или расширить число "участников" 5-й группы, чтобы в этот перечень входил весь комплекс услуг по соданию и развитию ИТ-продукта, или, что лучше, вообще не менять формат упрощенной системы налогообложения, а закрыть лазейки, по которым сегодня злоупотребляют этими льготами.

Важно понимать, что конкурентоспособность Украины в ИТ измеряется только наличием упрощенной системы налогообложения, как бы ни прискорбно это было признавать. И ситуация такая возникла в том числе от того, что нас рассматривают только как аутсорсинг. Компаний, которые делают свои ИТ-продукты, очень мало, но их число, невзирая ни на что, активно растет, и есть достойные примеры.

Айтишник платит в Украине 5% от своего дохода. При этом очень важно брать не просто относительные цифры о том, что ИТ платит 5%, а в промышленности – все 50, а сравнивать абсолютные цифры! В ИТ-базах налогообложения в среднем около $1500 (5% = $75 + $30 ЕСВ = $105), в промышленности нагрузка на ФОТ – около 50%, но при зарплате $300 (налог $150). Если это убрать, то у айтишника исчезнет мотивация работать в Украине: в Польше он будет получать те же деньги, но с вычетом 40% налога.

В таких условиях основания оставаться работать в Украине будут не у многих. Надеюсь, не нужно напоминать, что условия и качество жизни, безопасность личности и бизнеса на Западе выше, это очевидно.

Также важным является необходимость обеспечить гарантии защиты прав собственности и интеллектуальной собственности, усовершенствовать корпоративное законодательство. Сейчас украинские ИТ-компании регистрируются где угодно: в США, Швейцарии или любой другой стране, в которой законы и суды работают по понятным правилам.

Все известные украинские стартапы считаются таковыми, исходя лишь из гражданства основателей, а не по юрисдикции компании

Айтишники не доверяют ни украинской юрисдикции, ни нашим судам. Также в нашем законодательстве отсутствуют механизмы заключения договоров опциона, выпуска разного класса акций (голосующих и не голосующих).

Кроме того, необходимо дать разработчикам возможность реализовать себя, то есть способствовать развитию инфраструктуры для создания продуктовых компаний, генерирующих высокую добавленную стоимость, чем не может похвалиться нынешняя аутсорсинговая модель развития украинского ИТ. Люди хотят видеть продукт, который они создают, пусть даже он будет небольшим.

По официальным оценкам, сейчас в ИТ-отрасли работают примерно 160 тыс. специалистов со средней зарплатой не ниже $1,5 тыс, которые генерируют $4,5 млрд интеллектуального экспорта, или 4% ВВП (для тех, кто не в курсе: падение ВВП на 3% означает глубокий кризис экономики страны). Если Украина проиграет бой за интеллект и таланты, мы лишимся перспективы занять достойное место в мировой экономике в среднесрочной перспективе.

Я надеюсь, что у нового или старого президента хватит понимания, не вмешиваясь в естественное развитие украинской ИТ-отрасли (а она стабильно растет на уровне 20% в год), способствовать ее дальнейшему становлению. В условиях открытых границ, все большей глобализации экономики и развития технологий ИТ-отрасли необходима внятная политика поддержки и протекционизма со стороны власти, чтобы талантливые люди могли реализовывать свой интеллектуальный потенциал в Украине.