Осенний марафон. Каким будет новый парламент Украины

В Украине закончились президентские выборы, и политическая элита понимает, что сейчас лучшие инвестиции – в новый парламент. Поэтому предлагаю детально рассмотреть вероятные особенности осенних выборов и нового украинского парламента девятого созыва

Верховная Рада / Фото: ТСН
Верховная Рада / Фото: ТСН
Related video

Что будет с мажоритарками в случае, если не примут новое избирательное законодательство?

Ценность депутата вырастет. Вырастет из-за того, что в пропорциональном разрезе парламент будет наполнен значительно большим числом фракций, и формировать коалицию будет сложнее, чем в нынешнем созыве.

Кампании будут конкурентными, все будет решаться на округе (а не в Киеве), как и в 2014 году. К осени кто-либо навряд ли сможет сосредоточить в своих руках и эффективно управлять всем силовым ресурсом.

Депутатам от правящих партий будет трудно удержаться. Даже если они заводили в округ от своего имени крупные субвенции. На фоне сенсационных показателей деклараций и коррупционных скандалов активное финансирование округа обычно оборачивается возмущением избирателей: "это ж сколько он на нас украл!". Об этом свидетельствует результат выборочных социологических опросов, проведенных в нескольких областях страны в марте текущего года. Инвестиции в округ оправдаются только в том случае, если это были инвестиции в местных лидеров мнения и влиятельных фигур.

Отдельно стоит отметить, что на президентских выборах сетка финансовой мотивации не сработала даже там, где реально применялась. Этот прием не способен перевесить негативную идеологизацию кандидата и требует высокой исполнительской дисциплины.

Президентские выборы показали, что даже лояльные президенту мажоритарщики из БПП, НФ и "Воли народа" не смогли обеспечить результат Порошенко на своих округах. Речь идет о всех областях страны, кроме западных. Это еще один косвенный признак уязвимости действующих мажоритарщиков.

Шансы при входе кандидата на новый округ растут. Помимо новых трудностей у действующих мажоритарщиков (указаны выше), реально высок запрос на новые лица. Растут шансы кандидатов в образе несистемных политиков, антагонистов профессиональных политиков.

Важны будут все элементы кампании, подтвердившие свою эффективность в 2014. А именно: встречи, формирующие опросы, лояльные лидеры мнений, вербовка избирателей в агитаторов, содержательная мотивация завербованных избирателей, учет и контроль деятельности агитаторов, способность обеспечить лояльность участковых и окружной комиссий, способность защитить результат силой прямо на участке (в том числе стреляя поверх голов членов комиссий). И снова центральные СМИ и центральные ЛОМы. Также саботаж кампании оппонента, а также эффективные кампании о причастности оппонента к воровству, коррупции, к старой власти. А также сеть по распространению молвы и слухов. Штаб кандидата должен будет состоять из хотя бы неплохих проектировщиков и исполнителей по каждому элементу кампании.

Новым и дающим перевес словом в осенней кампании будут вовлекающие технологии и менеджмент полевой кампании с использованием смартфонов и мобильных приложений. Если, конечно, кто-то из кандидатов и партий успеет ими поинтересоваться и заказать.

Главным станет формат кампании на округе: кто против кого. Хотя все элементы кампании должны будут выполняться на высоком уровне, главной битвой в округах станет соревнование штабов в том, как присвоить именно своему клиенту образ "народного кандидата". И дело тут вовсе не в вывеске "команда Зе", этого будет недостаточно.

Избиратели нынче слишком обеспечены материально, чтобы голосовать просто за 500 грн. Граждане захотят изменений в целом в стране и будут требовать общегосударственной повестки. В этом я уверен на основании опыта работы в разных областях страны. Определяющие причины – денежные переводы "заробитчан", натуральное хозяйство и востребованность рабочей силы. Заработала финансовая децентрализация, ответственность за состояние дел на месте смещается к местным властям. К тому же президентская кампания – сделала политику темой номер 1. Если шоу в столице и в СМИ будет продолжаться (а оно будет продолжаться), то кандидатам придется использовать общегосударственную информационную повестку (и включаться в нее).

Округи "политических" мажоритарщиков, избранных в 2014 и не проявивших себя в парламенте – открыты для новых игроков. Как и в 2014, "политик" имеет шансы против "бизнесмена". Особенно – в городах. Однозначными фаворитами являются только выдвиженцы градообразующих предприятий, находящихся в округе – например, Вадатурский в Баштанке или Богуслаев в Запорожье. Соратникам Порошенко понадобится очень ясная идеологизация для борьбы с оппонентами, идущими под вывеской "Зе". Экс-регионалам будет сложно конкурировать с кандидатами от "Зе" на Юго-Востоке: потому что в 2014 они противостояли "оранжевым", а теперь формат будет "новое против старого". У связанных с властью Порошенко кандидатов шансы есть преимущественно на Западе и в областях. В 2014 была целая плеяда аграриев, не выигравших, но получивших хороший результат. Это претенденты на победу в своих округах, их шансы возрастут, если они будут подкреплены идеологически – аграрным партийным проектом.

Что будет с пропорциональной системой?

Партий в парламенте будет больше. Во-первых, президентские выборы показывают на расслоение электората. 5-процентный барьер преодолели больше кандидатов, чем в 2014 году. Кроме того, результат Зеленского и Порошенко может быть за полгода размыт на несколько партий.

Во-вторых, для ряда групп в БПП из-за проигрыша Порошенко будет критически важным попадание в Раду. Кроме того, собственный проект, скорее всего, будет развивать Аваков, возможно вместе с Гройсманом, который сегодня пытается играть в "честного полицейского" в расчете на собственный проект. Также возможно появление второго осколка Народного фронта, финансируемого Яценюком и Иванчуком. Наконец, возможно развитие ниши левой партии, условной СПУ с Каплиным или без, и национально-освободительного проекта. Не исключены попытки возродить "Укроп" окружением Коломойского, а также развитие проекта Вакарчука. Сюда же добавим готовящегося вернуться в Украину Фирташа, который уже ведет переговоры с акционерами нынешних парламентских партий.

В-третьих, борьба будет идти за формирование парламентского большинства. А групп, желающих влиять на ход дел в стране, не менее 7.

В-четвертых, детальный подсчет показывает, что при высокой дисциплине и хорошей организации сумма в 60-70 млн долларов – чисто технологически почти гарантирует преодоление 5-процентного барьера. Эти деньги есть у значительного числа претендентов на участие в новом парламенте.

Ценность фракции вырастет. Чем больше фракций, тем сложнее сложить коалицию. Поэтому затраты на партию, которая преодолеет барьер – одна из самых выгодных инвестиций 2019 года.

Кого не будет?

Не будет Самопомощи. После снятия с выборов в пользу Гриценко потолок Садового – это мэр Львова (и то за него придется побороться). А партия полностью демотивирована и уже разваливается.

Наверняка не будет Гриценко. Он имеет талант растерять рейтинг к парламентской кампании. Если только новый инвестор не убедит Гриценко передать его парламентскую кампанию в управление новому технологическому штабу.

Наверняка не будет Ляшко. РП была преемником КПУ. Сейчас РП повторяет путь КПУ. В конце этого пути – выпадение из большой политики. Падение радикалов в конце 2018 и начале 2019 года ускорило появление Зеленского. Он тоже дает шоу, он тоже народный, и он тоже против всех. Вторая ключевая причина – сотрудничество Радикальной партии с властью. И третья причина – за всю политическую карьеру Олег Ляшко не выбрал и не сформировал собственный лояльный электорат. И как собиратель "свободных радикалов" протестных настроений Радикальная партия – уже не единственная. Радикальная партия даже в лучшее свое время не дотягивала до лучших результатов КПУ. Выборы 2012 года дали КПУ результат 13.2%. А этот результат КПУ получила под лозунгом "Вернем страну народу!". На президентских выборах технологи Радикальной партии, сознательно или нет, повторяли лозунги КПУ: Народный Президент – это то же самое, что и "вернем страну народу". Но делать это на фоне Зеленского уже поздно. Радикальной партии на парламентские выборы нужна новая идея и новая повестка. Его единственный шанс – закрепиться в качестве представителя аграрной Центральной Украины.

Кто будет?

Батькивщина. Она займет нишу социалистическо-коммунистической партии.

Слуга народа. Эта партия получит значительный результат, однако примерно вдвое меньший, чем сам Зеленский в первом туре голосов. Причина – голосование за Зеленского было частично голосованием против остальных, а этот мотиватор на парламентской кампании уже не сработает в пользу Слуги народа. Кроме того, неизбежно разочарование части избирателей Зеленского от неизбежных опять-таки конкретных действий Зеленского-президента. К тому же ожидание обновлений в стране наверняка будут обмануты, по крайней мере частично.

Партия-преемница Партии регионов. Электората Востока и Юга пока достаточно даже для двух партий. Однако их ниша – 15% голосов. К осени эта ниша может еще больше сократиться.

Партия села. Со стороны Тимошенко и Ляшко уже предпринято немало усилий, чтобы эта партия не принимала участия в национальной политике. Однако энергия сельского электората слишком очевидна, сильна и пока никем не представлена.

Сейчас на горизонте есть Аграрная партия, которая еще не участвовала в национальных выборах, но отдельные ее организации добивались хороших результатов на выборах местного уровня. В пассиве у Аграрной партии – внутренняя неопределенность относительно самой необходимости присутствия в парламенте, а также конфликт с экс-председателем партии Скоциком.

Партия мэров как партия "профессионалов", "крепких хозяйственников" и людей дела. Базой этой партии могут стать "Удар" и "Наш край". Данный проект может объединить мэров крупных городов, не пребывающих в вассальной зависимости от столичных патронов (а таких большинство). Ядром этой партии может стать "Удар", а присоединиться к ней может множество мэров.

Партия войны - по сути партия силы и порядка, созданная на основе радикально-патриотических партий и организаций. Ниша 20%. Сейчас лицом этой силы является Порошенко. Избиратель этой партии имеет четкую западную локализацию. Наличие базового региона и инвестиция в виде президентской кампании – весомые аргументы успеха такого проекта.

Партия резко либеральных взглядов. Ее электорат – избиратель Самопомощи и молодой человек либеральных взглядов, который в 2014 году не участвовал в выборах. Победа Зе наверняка расширила диапазон возможностей, допустимых в головах избирателей. Электорат Зе президента расслоится на несколько партий, и в этом электорате точно есть либерально настроенные люди, которые получили подтверждение значимости своего голоса. Идеи этой партии – высвобождение и разрешение всего и вся, в основном права на свободное ношение оружия, на употребление легких наркотиков, легализация сексуального бизнеса, ликвидация контрольного госаппарата. Шансы этой партии дают Киев, который любит все новое; города-миллионники, в которых популярны либеральные взгляды; люди, надеющиеся на свои силы, которые ранее обеспечили Самопомощи 11%.

2-3 отдельных технологических проекта. Это будут, прежде всего, осколки НФ, осколки БПП, Гройсман и Фирташ. Все платежеспособные группы попросту не поместятся в партию Порошенко и в партию Кличко. А в "Слугу народа" они могут не попасть по критерию слишком сильной аффилированности со старой властью и сомнительными личными шлейфами.

Выводы

  • На мажоритарных выборах будет жесткая конкуренция и не будет второстепенных деталей. При прочих равных, решающими станет идеологизация кандидата как нового политика. Для этого понадобятся центральные СМИ.
    • Пересмотреть свой план переизбрания придется каждому действующему мажоритарщику.
    • В сетках финансовой мотивации главным элементом будут не деньги, а исполнители.
    • В новом парламенте будет значительно больше фракций, чем в нынешнем. Это повысит ценность каждой фракции и отдельного мажоритарщика.
    • Наиболее перспективной с точки зрения инвестиций является аграрная вывеска. Кандидаты-аграрии мотивированы присоединяться к аграрным брендам и создавать их.
    • Второй по перспективности для партийных проектов будет вывеска "мэрской" партии реальных дел.
    • Акционеры Народного Фронта, серые кардиналы БПП и Фирташ – на распутье, вариантов у них больше, чем один. Самые надежные решения для них – применить все пути проникновения в Раду. А именно: двигать собственные технологические проекты (но без идеологической платформы не обойтись), включать своих людей в чужие списки и самостоятельно двигать своих мажоритарщиков.