Я вам панду привезу! Креативные избирательные кампании не всегда приводят к победам

Чем западные избирательные кампании отличаются от украинских и почему это выглядит, как минимум, забавно

Фото: oMoRo.ru
Фото: oMoRo.ru

В современном мире, для того чтобы выиграть выборы, нужно не только иметь большие финансовые ресурсы, но и быть более креативным, чем твой соперник. Этому украинские штабы могут поучиться у своих коллег из Европы и Латинской Америки.

В соседней Польше кандидатам на местных выборах в 2018 году пришлось придумывать множество креативных идей, чтобы о них узнали. Например, Патрик Яки, вице-министр юстиции и кандидат от "Объединенной правой коалиции", основу которой составляет правящая партия "Право и справедливость" (PiS), в своем стремлении стать мэром Варшавы запомнился необычным ходом – он открыл кафе для встречи со своими избирателями.

Все, кто хотел встретиться с кандидатом в мэры Варшавы, могли это сделать в особом заведении, которое получило название Jaki Cafe. Сам кандидат на одной из своих пресс-конференций отметил, что Jaki Cafe – это своего рода дискуссионная площадка, где каждый мог представить свое видение развития инфраструктуры столицы: "Это будет информационный пункт, где можно будет узнать о планах на строительство третьей и четвертой линий метро в столице. Именно это – главный вызов, который я ставлю перед собой в качестве мэра Варшавы".

Также Яки создал для своей программы телефонное приложение, в котором описывались его биография и деятельность.

Но все это не помогло Яки, и он проиграл своему главному оппоненту — 44-летнему Рафалу Тшасковскому, кандидату от оппозиционной "Гражданской коалиции", сопредседателю Европейской народной партии, который победил провластного кандидата с отрывом в половину голосов — 56% против 28%.

Причем Тшасковский не применял особенных технологий и тактик. Вероятнее всего, Рафал Тшасковский выиграл из-за натиска консервативной партии "Право и справедливость" и нежелания горожан Варшавы видеть главой города представителя властной партии, имеющей авторитарные замашки. Столица всегда считалась самым либеральным городом в Польше. Явка в Варшаве составила 66.8%. Такой высокой явки на местных выборах – около 54% из более 30 млн имеющих право голоса поляков – не было в стране с начала 90-х годов.

Примечательно, что "Право и справедливость" не выиграла ни в одном большом городе. Кроме Варшавы, оппозиция победила во Вроцлаве, Познани, Катовице, а в Лодзе за оппозиционерку Анну Здановскую проголосовали более 70% избирателей, которые крайне негативно восприняли попытки власти затравить ее. Вполне возможно, что при такой поддержке, если Анна Здановская покажет профессиональную и эффективную работу за эти два года, она сможет претендовать на пост президента страны. Ведь Польшу в этом году ждут выборы в национальный парламент, а в 2020-м – президентская избирательная кампания.

Отличился на выборах также и кандидат в Познани, который вызвал своего соперника на бой, но уже компьютерный. Компьютерная игра была создана специально к выборам, и ее герои были реальными кандидатами. Для Польши вообще характерно создание медиа-материалов — фильмов, игр и видеороликов о кандидате. И в этих материалах акцент обычно делается на его личных характеристиках, а не на политической позиции.

Некоторые кандидаты отличились странными лозунгами. Входимеж Наводняк пообещал, что если он станет мэром, то построит в своем городе "Макдоналдс", а в Гданьске претендент на пост мэра в случае победы пообещал привезти панд из Китая в местный зоопарк.

Интересным нововведением в Польше стала платформа CallandVote, которая позволяет избирателям напрямую связаться со своим кандидатом. Но политические консультанты предостерегают, что для использования этой программы кандидат должен иметь приятный и хорошо поставленный голос. Стоимость такого звонка полностью покрывается за счет кандидата.

Также страны Европы на выборах успели опробовать QR-коды – матричные коды с зашифрованной информацией, по которым избиратели переходили и читали развернутую программу кандидата. Но самой креативной в применении QR-кодов оказалась Ангела Меркель. Когда человек включал камеру на телефоне и наводил его на любой плакат с изображением канцлера, Ангела Меркель "оживала" и начинала говорить с потенциальным избирателем. Попутно она рассказывала ему свою избирательную программу.

С 2017 года выборы прошли в 18 странах Латинской Америки. Во всех случаях наблюдается одинаковая тенденция поведения избирателей. Все больше граждан выступают против мейнстримных и ранее популярных партий, требуя, чтобы "они все ушли". В странах Латинской Америки этот феномен называют "гневным голосованием".

Яркий пример этой тенденции — три недавно избранных президента: Лопес Обрадор (Мексика), Иван Дуке (Колумбия) и Жаир Болсонару (Бразилия). Все они были оппозиционерами к действующей в момент голосования власти. Речи у них тоже были очень похожи. Они призывали к наказанию политических элит, уничтожению коррупции и ликвидации всех привилегий для политиков. Акцент также был на приходе к власти нового поколения и молодых лиц. Неудивительно, что выиграть им помогли именно социальные сети.

К примеру, нынешний президент Бразилии Жаир Болсонару имеет 9 миллионов подписчиков в фейсбуке. Активность в соцсетях помогла ему выстроить непосредственную связь со своими избирателями. Такую же стратегию использовал Дональд Трамп в 2016 году, когда все СМИ ополчились против него.

Но социальные сети не только укрепляют связь избирателя с кандидатом, но и являются главным распространителем дезинформации. Мобильный мессенджер WhatsApp стал настоящим оружием на последних президентских выборах в Бразилии. Из 210 млн бразильцев 120 млн. пользуются этой соцсетью, поскольку мобильные операторы дают доступ к мессенджеру без интернета. А интернет в стране достаточно дорогой. Этим и воспользовались бразильские политтехнологи. Штабы кандидатов получили доступ к мобильным номерам потенциальных избирателей и без их согласия отправляли агитационные СМС, добавляя пользователей в политические группы в WhatsApp.

Боты в социальных сетях тоже "принимали" активное участие в избирательной гонке по всей Латинской Америке. На президентских выборах 2018 года в Бразилии кандидат Хосе Антонио Мид "нанял" более 2,5 млн ботов. Нынешний кандидат Болсонару ботами также не побрезговал. В результате 20% всех комментариев в его аккаунте в твиттере были написаны ботами.

Существенная часть населения Латинской Америки не умеет читать, поэтому кандидаты стараются на политических постерах размещать цифры. Одна из примечательных особенностей ведения политических кампаний в Латинской Америке – продвижение кандидата посредством уличного искусства. Агитация за кандидата может "появиться" в самых разных местах на улице: от стен домов до тротуаров.

Важный элемент политической кампании в Латинской Америке — музыкальный джингл. Цель музыкального сопровождения — передать избирателю правильные эмоции (радость, веселье, праздничное настроение), которые впоследствии должны ассоциироваться с кандидатом.

Дебаты между кандидатами играют особую роль. Латиноамериканцы (как и прочие) обычно в словесных поединках поддерживают тех кандидатов, в которых они видят искренность и уверенность.

Что касается Украины, то с последним у нас все в порядке, а вот с со вторым – беда. Даже, когда кандидаты искренне уверяют своих избирателей, что привезут им панду...