Вместе лучше. Почему учеба на дому - сомнительная образовательная практика

Related video

Сейчас есть норматив, что нельзя создавать класс, если не набирается пятеро детей. Поэтому в маленьких сельских школах переходят на индивидуальный график учебы. И учителя, которые не хотят терять рабочее место, занимаются с одним ребенком дома.

Это неэффективно с точки зрения трат бюджетных средств, но подобный подход можно было бы оправдать, если бы мы видели хороший результат. К сожалению, дети из сельской местности сдают ВНО в разы хуже, чем городские выпускники.

Это неудивительно при индивидуальном обучении ребенка, когда у него в три раза меньше уроков, чем у тех, кто учится в классе. Мне недавно рассказали историю о мальчике из маленького села, которого перевели на домашнее обучение. Он очень хорошо учился, отлично сдал ВНО и поступил в престижный вуз. А через два месяца бросил учебу, потому что не умел общаться с однокурсниками, ему было трудно выдерживать шум в аудитории, так как на протяжении всех лет он учился наедине с преподавателем. Вернувшись домой в стрессе и депрессии, он сейчас пасет свиней. Это грустная история о том, что нельзя играться с переводом ребенка на индивидуальное обучение, иногда оно может разрушать судьбы.

Больше всего в проекте нового закона о среднем образовании мне не нравятся положения об индивидуальной траектории обучения — там четко не прописан выбор предметов. Если ученик в старшей школе выбирает, какие дисциплины он хочет изучать, на практике это значит новый подход к формированию расписания. Это не пары, которые идут подряд, а график с окнами, разбросанными на протяжении дня. Например, у ученика может быть первое занятие на восемь утра, а второе — на полчетвертого дня. А остальное время он сидит в библиотеке и учится или по-другому организовывает свое время, как это происходит в "Могилянке".

Если школы вводят индивидуальную учебную траекторию, им придется менять расписание по этой схеме. Более того, нужно организовывать пространство, где ребенок может провести время, если у него окно между занятиями. Кажется, что это мелочь, но этот вопрос неимоверно стопорит методистов. Подобное изменение коснется и учителей, у которых не будет трех уроков подряд, и они уже не смогут освобождаться к обеду.