Вместе лучше. Почему учеба на дому - сомнительная образовательная практика

2019-08-23 17:01:37

191 0
Вместе лучше. Почему учеба на дому - сомнительная образовательная практика

Вместе лучше. Почему учеба на дому - сомнительная образовательная практика

Сейчас есть норматив, что нельзя создавать класс, если не набирается пятеро детей. Поэтому в маленьких сельских школах переходят на индивидуальный график учёбы. И учителя, которые не хотят терять рабочее место, занимаются с одним ребёнком дома.

Это неэффективно с точки зрения трат бюджетных средств, но подобный подход можно было бы оправдать, если бы мы видели хороший результат. К сожалению, дети из сельской местности сдают ВНО в разы хуже, чем городские выпускники.

Это неудивительно при индивидуальном обучении ребёнка, когда у него в три раза меньше уроков, чем у тех, кто учится в классе. Мне недавно рассказали историю о мальчике из маленького села, которого перевели на домашнее обучение. Он очень хорошо учился, отлично сдал ВНО и поступил в престижный вуз. А через два месяца бросил учёбу, потому что не умел общаться с однокурсниками, ему было трудно выдерживать шум в аудитории, так как на протяжении всех лет он учился наедине с преподавателем. Вернувшись домой в стрессе и депрессии, он сейчас пасёт свиней. Это грустная история о том, что нельзя играться с переводом ребёнка на индивидуальное обучение, иногда оно может разрушать судьбы.

Больше всего в проекте нового закона о среднем образовании мне не нравятся положения об индивидуальной траектории обучения — там чётко не прописан выбор предметов. Если ученик в старшей школе выбирает, какие дисциплины он хочет изучать, на практике это значит новый подход к формированию расписания. Это не пары, которые идут подряд, а график с окнами, разбросанными на протяжении дня. Например, у ученика может быть первое занятие на восемь утра, а второе — на полчетвёртого дня. А остальное время он сидит в библиотеке и учится или по-другому организовывает своё время, как это происходит в «Могилянке».

Если школы вводят индивидуальную учебную траекторию, им придётся менять расписание по этой схеме. Более того, нужно организовывать пространство, где ребёнок может провести время, если у него окно между занятиями. Кажется, что это мелочь, но этот вопрос неимоверно стопорит методистов. Подобное изменение коснётся и учителей, у которых не будет трёх уроков подряд, и они уже не смогут освобождаться к обеду.