Трусость и лицемерие

2019-10-12 21:11:00

12 0
Трусость и лицемерие

Трусость и лицемерие

Нам повезло жить в Украине, где не запугивают "загнивающим" Западом с его культурой и врагами со всех сторон, не нужно строить пошлые дворцы по прихоти вождя, а главное — не запрещают учиться у более развитых стран. Казалось бы, пора увидеть расцвет украинской архитектуры. Об украинских дизайнерах интерьера заговорили в мире, они стали побеждать на всемирных конкурсах. Но вот парадокс: об известных архитекторах не знают сами украинцы. В архитектуре необъяснимо не сработали правила конкуренции между застройщиками — можно строить одинаково плохо, но примитивные коробки, унижающие человека, будут раскупать.

Прошло уже сто лет, как архитектор Фрэнк Ллойд Райт в Америке, группа De Stijl в Европе задали вектор новой эстетики. Замечательный образец современной архитектуры, немецкий павильон для Международной выставки в Барселоне, архитектор Мис ван дер Роэ построил в 1929 году. У нас в то время ещё в шароварах ходили и на баяне играли у плетёного забора с глиняными горшками. Ещё до сталинок, брежневок, хрущёвок,  виллы Железного Человека из Marvel мир распрощался с классическими завитками и перешёл в новую эпоху современной архитектуры.

У нас об этом не знают и строят 25-этажные жилые комплексы с пластиковой лепкой, башенками, львами при входе и широкими автомобильными развязками в лучших традициях начала прошлого века. Как заметил архитектурный критик Григорий Ревзин, точечная высотная застройка, о которой мечтал самый главный архитектор XX века Ле Корбюзье и которая сегодня заполняет наши города, теряет наиболее важное и необходимое — улицу. Человеку нужна улица, а не две башни и широкая магистраль между ними.

Бывает красиво

Бывает — как у нас

Беспомощные здания с бутафорной лепкой в историческом центре совершенно очевидно не сохраняют историю. Это трусость архитекторов и лицемерие застройщиков. В современном градостроительстве не должно быть архитектуры, притворяющейся старой. Эти здания никогда не появятся на милых картинах художников-романтиков.

Время выжигающих глаза стеклянных синих зданий должно уйти навсегда. Панорамное остекление выглядело круто в бедных 1990-х, но сегодня архитектору нужно проявить фантазию и методы убеждения перед клиентом. Красить слабоумную многоэтажную архитектуру яркими красками — то же, что пукнуть в закрытом автомобиле и включить погромче музыку, стараясь заглушить запах. Люди достойны уважения со стороны застройщиков и более внимательного подбора цвета. Подсвечивать здания разными цветами одновременно как приём подойдёт новогодней ёлке, но не улице. Люди могут и должны влиять на архитектуру своей гривней. Не снимать офис в здании, спроектированном секретаршей. Не покупать квартиру в жилом комплексе, где двор-колодец с парковкой без общественного пространства.

Общественная архитектура должна быть соразмерна масштабу человека, а не автомобиля или самолёта. Картинки мегаполиса из комиксов и фильмов оказались подходящими для офисных центров, но жить в них люди не хотят. Города в развитых странах перестали расти ввысь, а дороги — вширь. Видеть размытый город, пролетая сквозь него по широкому шоссе со скоростью 100 км в час, оказалось тупиковым развитием градостроительства. Людям хочется неспешно прогуливаться по узким улочкам с малоэтажной застройкой и рассматривать детали, а не переходить шесть полос дороги в подземном переходе.