Мнение: эмиссия гривни должна быть публичной
Печатать новые деньги можно, и даже нужно, но не так, как это делается у нас, – исключительно втихаря
Однажды в США группа родителей создала кооператив бэбиситтеров, то есть нянек. Мамы и папы объединились, чтобы каждая семья сидела дома с чужим ребенком, пока его родители сходят в кино. Взамен такие няни получали точно такую же услугу. Для удобства оплаты правление кооператива ввело в обращение внутреннюю денежную единицу – купоны: понянчил малыша часок – получи купон на час, которым потом можешь рассчитаться с другими нянями. Идеально, не правда ли? Это – гениально придуманная маленькая экономика.
Но грянул гром. Некоторые хитрые родители начали купоны копить. Они с удовольствием и помногу сидели с чужими детьми, чтобы однажды потратить свои накопленные купоны, оставив своего ребенка не на часик-два, а на более продолжительное время. Поскольку количество купонов было ограничено, пока одни копили купоны, другие – теряли их. У одних членов кооператива купонов была тьма, у других они вскоре закончились вовсе, и о походах в кино пришлось забыть.
И наступил коллапс экономики отдельно взятого кооператива.
"Бедные" начали призывать "богатых" умерить свои аппетиты и поделиться с собратьями по кооперативу. Они требовали, чтобы "богатые" начали заказывать услуги или давали свои купоны в долг тем, у кого их нет. Так в кооперативе родилась идея ростовщичества, то есть был изобретен банк.
Но кооператив в итоге приказал долго жить, хотя его можно было спасти.
Нобелевский лауреат в области экономики Пол Кругман описывает этот случай в своей книге "Возвращение Великой депрессии". И его рекомендация родителям звучит просто: правление должно было выпустить новые купоны. Но при этом, отмечает Кругман, это ни в коем случае нельзя делать втихаря. Нельзя печатать новые купоны, не оповестив об этом всех, иначе будет только хуже.
Представьте, что вы тот самый родитель, который накопил много купонов и уже запланировал поход в ресторан, казино или сауну, а то и вовсе поездку на уик-энд в горы. И вот вы случайно узнаете, что у других семейных пар вдруг появились лишние купоны, а вы ни сном ни духом. Короче, все вдруг навострили лыжи в горы, как и вы. И вам уже попросту некого нанять. Кому теперь нужны ваши купоны? Грош им цена! Но если бы выпуск купонов был публичным, то каждый из акционеров кооператива мог бы повлиять на объем этой эмиссии, на ее справедливое распределение и, в конце концов, мог бы планировать свою жизнь. Но, увы, акционеры перессорились еще до того, как была придумана эмиссия. И кооператив лопнул.
А теперь давайте представим, что бэбиситтеры – это все граждане или предприятия Украины, а правление – Нацбанк или правительство. В 2008 году все они столкнулись с "кризисом ликвидности", то есть стало не хватать денег. Нашлось много умников, которые накопили много денег и теперь их зажали: не дают никому в долг, сократили покупки. И тут руководство нашего кооператива приняло правильное решение: включить печатный станок. Но если бы распределение новеньких банкнот было публичным и справедливым, то это было бы не украинское руководство! Доступ к новым купонам получили только избранные. Кто бы сомневался.
Более того, выпуск новых денег, как правило, влечет за собой девальвацию, то есть обесценивание валюты. Если бы об этом знали все, то все бы и подготовились к ней: не планировали бы отдых в горах, например. Да и при равномерном, справедливом и прозрачном дележе купонов эффект от девальвации мог бы быть не таким болезненным.
По сути, этот кооператив – один из пузырей, которые лопаются с некоторой регулярностью. Папы и мамы прекрасно знали о человеческой жадности, но понадеялись, что их маленького предприятия это не коснется, ведь их главный актив – дети, а не роботы. Но в экономике это не имеет значения. Кругман дает понять, что все кризисы за последние 100 лет одинаковы по своей природе. Рано или поздно лопается какой-нибудь пузырь – недвижимости, кредитования и прочие – и у нас заканчиваются или обесцениваются купоны.
А что же делают те, кто не испытывает дефицита купонов?
Украина провела рекапитализацию нескольких банков. Кого-то даже рефинансирует. А что банкиры делают теперь? Сидят на деньгах. И никого не кредитуют. Но кредитный процесс надо запускать заново, иначе мы все будем как бэбиситтеры – без купонов. И не видать нам гор.
Андрей Черников, журналист