Марш мира. Почему мы за них в ответе

На Марш мира в поддержку Украины вышло много россиян. Они понимают, что без нашей победы не смогут победить авторитарный режим и сами 

Фото: Катерина Щербакова
Фото: Катерина Щербакова
Related video

21 сентября в Москве прошел Марш мира. Сто тысяч россиян вышли на улицы своей столицы требовать от Кремля прекращения войны с Украиной. В прошлый раз, в марте, мы восприняли их марш против войны с воодушевлением. Но теперь типичная реакция украинцев – равнодушие, а то и вовсе презрение. Не помогают нам ваши марши. Хотите взаправду помочь – устройте Путину Майдан. А эти ваши санкционированные прогулки – показуха сплошная. Фу-фу-фу! В этих жестоких словах много правды, но вся она – невпопад. На самом деле, сейчас не русские пытаются помочь Украине, а Украина помогает русским.

За последние полгода наша страна сделала огромный каскадерский прыжок в будущее. Чем бы ни кончилась война, отката назад уже не будет. На зимнем закопченном Майдане в нас произошли необратимые изменения. А россияне, на которых мы всегда смотрели снизу вверх, остались далеко позади. Их протест остался на уровне советского диссидентства. Написать песню против режима, как Макаревич – это они могут. Выйти на одиночный пикет, как Шендерович – пожалуйста. В крайнем случае – прибить себя за причинное место на Красной площади, как Павленский. Поступки необычные, но бесполезные.

Украинцы все это давно прошли. У нас тоже были и пикеты, и сумасбродный акционизм вроде трафаретов с простреленной башкой Овоща. А потом нам надоело – пошли баррикады, брусчатка, "коктейли Молотова". Теперь достаточно зажечь шины, чтобы Верховная Рада приняла закон о люстрации. Или вот чиновников стали пихать в мусорные баки. Для русских подобное – подвиг Матросова, а украинцы так развлекаются. Нам очень нравится причитать, что мы снова ничего не добились, что нас слили. За этим нытьем мы не заметили, что уже давно переросли самих себя. Поэтому-то робкие попытки русских взбунтоваться нам кажутся смешными и жалкими.

Но относиться презрительно к ним не стоит. Все мы когда-то были маленькими. Помните, как в 2004-м над нашим первым Майданом развевались грузинские флаги? Мы смотрели на Грузию снизу вверх и мечтали, что у нас когда-нибудь тоже получится. Вот и россияне сейчас распевают посреди Москвы гимн Украины, надеясь, что рано или поздно перемены настанут. Да, нам все еще кажется, что они пытаются помогать. Но помочь они ничем не могут – силенки не те. Их марш – это русский крик о помощи, обращенный к Украине. Ведь если мы не выстоим, они погибнут.

Развязав войну против Украины, Путин ожидал, что кинутой спички хватит, чтобы все тот час же полыхнуло. Но он ошибся. Уничижительные фантазии кремлевских идеологов о скором крахе украинской государственности не оправдались. Украинцы так вцепились в свою независимость, что у Путина уже кончились добровольцы, казаки, наемники – пришлось бросать на Донбасс кадровый армейский резерв. Но мы не просто защищаемся. Как маленький буксирный кораблик, Украина тащит Западный мир на таран путинского режима. Русским европейцам не остается ничего, кроме как наблюдать, держа кулачки за нашу победу. Потому что если мы сдадимся, у них самих не получится. На Марш мира вышло много, очень много россиян. Но по тамошним меркам – это капля в море. Капля тоже камень точит, хотя на это уйдут десятки, если не сотни лет.

Сколько бы мы не повторяли стишок "Никогда мы не будем братьями...", связь между судьбами украинцев и русских очевидна. Сначала фашисты Стрелкова терроризировали Донбасс, теперь их остатки вернулись подавлять "оранжевые бунты" в России. Чем эффективнее украинские снайперы и артиллеристы зачищают путинских опричников, тем меньше работы остается русским европейцам. Чем сильнее Запад прогибает путинский режим, тем скорее он хрустнет и развалится. Мы без их санкционированных Маршей мира обойдемся, а вот они без нашей победы – нет.

Поэтому не стоит злобно насмехаться над хилыми протестами россиян. При всех аналогиях, нам даже при Януковиче жилось стократ свободнее, чем им при "суверенной демократии" Путина. Сейчас мы загоняем своих "ватников" в луганско-донецкую резервацию, а в России они в любой момент могут растоптать тонкую прослойку диссидентствующих. Отречься от русских европейцев было бы огромной исторической ошибкой. Да и просто по-человечески подло.