Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Бренд сивой кобылы

Если забрать у вас слова «экзистенциализм», «рефлексия» и «анализ», вы не сможете объяснить, почему висящий на стене кусок асфальта – это искусство. Но отстоять полуторачасовую очередь, чтоб поглазеть на него, стоит
000

Сто лет назад в селе Чернянка Херсонской области находилась центральная экономия имения графа Мордвинова. Управлял ею художник-футурист Давид Бурлюк. Вместе с друзьями-поэтами – Хлебниковым, Маяковским, Лившицем – он превратил Чернянку в творческую дачу: там устраивали театральные постановки, читали стихи и упражнялись в экспериментальном искусстве. Думаю, жители современной Чернянки знали об этом и понимали, почему именно их село стало площадкой для фестиваля авангарда «Дидцебаба». Но почему в заброшенном коровнике горят факелы, а посреди зарослей бурьяна торчит увешанное дырявыми ложками дерево; почему на холме вырос ирокез из врытых в землю стульев, а люди садятся на эти стулья и просят сфоткать их «на колесе обозрения»; почему возле болота пылает костёр, а вокруг стоят кресты – этого сельчане явно не понимали. Они стояли в стороне, и на их суровых лицах читалось непереводимое – What the fuck?!

Я мог бы подойти к чернянцам и рассказать про инсталляцию и перформанс, но не рискнул: во-первых, у них были вилы, косы и другое сельскохозяйственное оружие; во-вторых, стоял 2003 год, тогда я и сам ничего не понимал в современном искусстве. Спустя восемь лет всё изменилось: моё непонимание стало уверенным, осознанным, зрелым! Точно зная, что в очередной раз ничего не пойму, я терпеливо выстаиваю мавзолейную очередь в арт-центр Пинчука. Там демонстрируются работы двадцати молодых художников, претендующих на премию в сто тысяч гривен и право стажироваться у кого-нибудь из мировых мэтров современного искусства. Искушённые посетители глядят на покрышку от самосвала, кучу окурков и железный ларёк с пониманием, сцепив в замок руки за спиной и покачиваясь на каблуках взад-вперёд. Только не я! Быстрый шаг, холодный рассудок, ироничный настрой. Сотни портретов на спичечных коробках – неплохо. Сколоченная из деревяшек хреновина – проходим, не задерживаясь. Читать пояснительные записки бессмысленно. «Картины Лады Наконечной конструируют детализированный и порой абстрактный ландшафт, становясь рефлексией на физический контекст социального окружения». Фух, спасибо, разжевали.

85% свежих творений современного искусства плохи – такое мнение озвучил один из самых авторитетных критиков Джерри Зальц, и остальные с ним согласились. Согласно такой математике, из 20 экспонатов, представленных сегодня в арт-центре Пинчука, заслуживают внимания не более трёх. Остальные – такой же отстой, каким кажутся на первый взгляд. Но в отличие от жителей Чернянки, мы не решаемся сказать вслух, что король голый. И не потому, что боимся показаться невеждами, а потому, что не доверяем собственному вкусу.

Обычно персоны, не смыслящие в искусстве, но желающие выглядеть ценителями, доверяются брендам. Таким, например, как Джек Тилтон. В 2005 году этот влиятельный нью-йоркский дилер организовал выставку тридцати студенческих картин, оценив их почти в пять раз дороже, чем они стоили бы на арт-ярмарке, которая состоялась месяц спустя. Тилтон распродал все картины. «Выставка Тилтона» и достигнутые на ней цены ещё раз подтвердили мудрость, высказанную Говардом Рутковски, главой отдела современного искусства аукционного дома Bonhams: «Нельзя недооценивать неуверенность покупателей в собственной оценке произведений искусства», – пишет экономист и коллекционер Дональд Томпсон в своей книге «Как продать акулу за $12 миллионов».

Одна из скульптур Феликса Гонсалеса-Торреса «Угол с печеньем счастья» – 10 тысяч обыкновенных съедобных печенюшек с предсказаниями (предыдущим творением автора была гора леденцов). Публика будет сомневаться в ценности такого искусства до тех пор, пока аукционный дом Christie’s не выставит печенье на вечерних торгах со стартовой ценой в $600 тысяч.

На смену карандашу и кисти явился ценник: бренд волшебным образом превращает покрышку от самосвала, гору окурков и железный ларёк в искусство. И я готов отстоять часовую очередь, чтобы увидеть это собственными глазами.

Евгений Сафонов, главный редактор «The Village Киев»

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.