Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Повышение акцизов

Сделано не в Украине. Правительство планирует повысить пошлины на импортные авто

Правительство вновь планирует повысить пошлины на импортные автомобили под предлогом защиты отечественного производителя. Импортёры бьют тревогу, мол, украинцы вовсе перестанут покупать машины. Но и те и другие лукавят
000

Власти, которая поднимет акциз на пиво, проигрыш на выборах обеспечен. Кажется, так рассуждал Уинстон Черчилль. Украинское правительство же, не стесняясь, повышает акцизы и сборы на всё подряд. На очереди — очередной скачок пошлин на импортные авто. Такое решение в Министерстве экономического развития и торговли поясняют тем, что из-за засилья иномарок страдает отечественный автопром. Введение санкций против импорта якобы автоматически приведёт к росту продаж местных товаров. Но это в теории. На практике, судя по опыту последнего десятилетия, всё будет совершенно по-другому.

Согласно специальному расследованию Минэкономики, с 2008-го по 2010 год именно импорт оказал негативное влияние на внутренние продажи и производство легковых автомобилей с объёмом двигателя от 1000 до 2200 кубических сантиметров. Сейчас на импорт действует 10-процентная пошлина. В Кабмине предлагают взимать дополнительно 6,5% таможенной стоимости с автомобилей с объёмом двигателя литр-полтора и 15% с двигателем более 1,5 л, но не более 2,2. В таком случае, по данным Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров, речь идёт о 80% всех машин, продаваемых в стране.

 К огромному сожалению потребителей, за всё, что придумало правительство, заплатят именно они


В Ассоциации отмечают, что введение 13-процентной надбавки к ввозной пошлине в 2009 году привело к сокращению сборов в бюджет на 85%. В то же время на 82% снизилось и внутреннее производство. По сути, падение отечественного автопрома тогда объяснялось не обилием импортных машин, а кризисными явлениями. Поскольку речь идёт о 2008 годе.
В нынешнем году ВАИИД прогнозирует, что новые пошлины могут повлечь за собой куда более серьёзные последствия — украинцы перестанут покупать машины, и автосалоны опустеют. Но так ли это на самом деле?

Действительно, в результате повышения акцизов и пошлин, как правило, снижается объём потребления. Равно как повышение налогов не всегда приводит к пополнению бюджета, поскольку бизнес в этом случае не развивается, а сворачивается. Но, с другой стороны, прогнозируемое отсутствие спроса на машины — тоже не совсем правда.

Начиная с 2002 года, показатель продаж автомобилей в Украине неуклонно рос. Развивалось автомобилестроение и внутри страны. До мая 2008-го действовала ввозная пошлина на уровне 25%, и это не мешало импорту занимать около 70% рынка. В 2008-м ежемесячно в среднем продавалось 45 000 автомобилей. Рекорд продаж был установлен в октябре — фактически в разгар кризиса было продано более 47 000 импортных авто. Затем показатели упали и у импортёров, и у украинских автозаводов.

В феврале 2009-го совместными усилиями удалось сбыть менее 10 000 машин. Падение рынка наблюдалось вплоть до конца 2009 года. Затем он восстановился, и до настоящего времени прослеживается рост.

Нужно признать: импорт действительно растёт в разы быстрее отечественного производства. Кривая продаж иномарок идёт вверх куда круче, чем украинских авто. Но прежде чем оправдывать проблемы местных производителей импортом, следует проанализировать их доли на рынке.

Так, в январе 2002 года доля импортных машин составляла 85%.
В январе 2005-го она сократилась до 54%. Казалось, импорт повержен, и наша промышленность отвоевала почти половину рынка. Но затем тенденция изменилась, и в январе 2007 года импорт достиг 68%, а в 2009-м установил новый рекорд — 90%. Тут следует напомнить, что как раз в 2009 году начала действовать 13-процент-ная надбавка к импортной пошлине, которая должна была сократить импорт. На практике всё оказалось наоборот. Объём продаж ввозных авто продолжает расти, и довольно быстрыми темпами. В то время как показатели отечественных производителей оставляют желать лучшего. Логично, что проблемы украинского автопрома давно пора искать не только и не столько в импорте.

Украинцы стремятся купить импортную машину, так как она просто лучше: красивее, надёжнее, быстрее.

Поэтому украинский автопром должен задуматься не над тем, как ограничить наши возможности купить иномарку, а над тем, чтобы у нас появилось желание купить отечественную машину. Что этому мешает на самом деле? Автопром испытывает дефицит двух ресурсов: новых технологий и грамотных специалистов. Значит, и усилия должны быть направлены на решение именно этой проблемы.

Но, к огромному сожалению потребителей, за всё, что придумало правительство, заплатят именно они. Предлагаемые чиновниками нововведения вряд ли спасут отечественного производителя. При этом мы уж точно станем беднее, поскольку покупать авто не перестанем, вот только платить за них придётся больше.

Андрей Черников, журналист. Валерий Шергин, автоаналитик

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.