Вне зон доступа. Чем грозит Украине зона свободной торговли с Турцией и Израилем

Правительству не стоит забывать об экономической дипломатии, необходимости маневрирования и отстаивания национальных интересов в переговорах

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Во время последнего визита в Иерусалим министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил о заинтересованности Украины в создании зоны свободной торговли с Израилем. Попутно отметил, что эта страна является важным потребителем украинского зерна, из которого выпекается более 40% израильского хлеба. Подобное заявление, мягко говоря, вызывает недоумение. Вдумайтесь: представитель экономического блока правительства гордится тем, что Украина экспортирует сырье (а не ту же муку, к примеру), из которого производится продукция с добавленной стоимостью в другой стране. По сути, мы признаемся в том, что стали сырьевым придатком.

Такие категоричные заявления делаю, поскольку около 10 лет был участником переговорных групп по заключению соглашений о свободной торговле с рядом стран, в том числе Израилем и Турцией. Поверьте, каждая из этих стран в переговорах жестко отстаивает национальные интересы. Пословица "дружба дружбой, а табачок врозь" как нельзя лучше характеризует ход таких переговоров.

Результаты переговоров по заключению соглашений о свободной торговле — это пакет договоренностей и компромиссов обеих сторон. Стороны получают улучшенный доступ к рынкам, а также, в результате либерализации торгового режима, — обострение конкуренции на внутреннем рынке. Как следствие, в зоне риска оказываются именно производители. Представителям правительства важно это учитывать при переговорах по подписанию соглашений о свободной торговле. Почему — сейчас попробую доказать на примерах Турции и Израиля.

Турция

Турция является вторым по объемам экспорта торговым партнером Украины в мире. За исключением кризисного 2009 года, товарооборот между странами ежегодно рос. К тому же он зафиксировал наибольшее положительное сальдо в двусторонней торговле Украины товарами и услугами.

Начиная с 2010 года отношения между Украиной и Турцией получили статус стратегического партнерства. Одним из пунктов повестки дня развития таких отношений является удвоение двустороннего товарооборота до $10 млрд в год.

В сегодняшних условиях соглашение о свободной торговле может и должно стать взаимовыгодным для обеих сторон. Агрессивная протекционистская политика Кремля только стимулирует развитие качественно новых торговых взаимоотношений между странами.

Позиция турецкой стороны практически исключает любое дополнительное развитие торговых отношений

Однако в пределах этих переговоров остается ряд нерешенных вопросов, в частности касаемо условий доступа к товарным рынкам. Позиция украинской стороны заключается в необходимости либерализации доступа по всем товарным позициям (промышленных и сельскохозяйственных) с максимальным снижением ставок ввозной пошлины. Турецкие переговорщики говорят только об отмене пошлин на промышленные товары с применением переходных периодов в наиболее чувствительных товарных позициях. Зато по сельскохозяйственным товарам предлагается обменяться уступками лишь по отдельным товарным позициям.

Надо не забывать, что для подавляющего большинства товарных позиций сельского хозяйства Турецкой Республики применяются так называемые запрещенные пошлины — 50% и выше. А на переработанные продукты питания — 225%!

Также до сих пор не найден компромисс по применению сторонами экспортных пошлин и экспортных субсидий во взаимной торговле. Турецкая сторона настаивает на отмене Украиной экспортных пошлин в двусторонней торговле (в первую очередь на семена подсолнечника, лом черных и цветных металлов). Мы же со своей стороны считаем неприемлемым применение Турцией экспортного субсидирования сельскохозяйственной продукции.

Конечно, при таких условиях сделка не соответствует духу свободной торговли и носит чисто формальный характер. Такая позиция турецкой стороны практически исключает любое дополнительное развитие торговых отношений.

Поэтому правительству Украины нужно учитывать эти различия, агрессивную внешнеторговую политику и значительный производственный потенциал Турции. В условиях, которые она выдвигает, соглашение о ЗСТ будет иметь негативное влияние на украинскую экономику.

Израиль

Переговоры о заключении соглашения о ЗСТ начались в 2013 году. Для максимально положительного эффекта, по оценкам экспертов, нужно обеспечить снижение среднеарифметической адвалорной ставки импортной пошлины Израиля с 6,8% до 0,9%.

Основными товарами украинского экспорта в Израиль являются зерновые культуры и черные металлы

Перспективы заключения соглашения о свободной торговле с Израилем более привлекательны с точки зрения их готовности к конструктивному диалогу. Однако и они имеют ряд рисков. Основными товарами украинского экспорта являются зерновые культуры и черные металлы. В свою очередь Израиль экспортирует в Украину более разнообразную номенклатуру продукции с большей добавленной стоимостью. Страна опережает Украину по конкурентным преимуществам по большинству товарных групп. Прежде всего, речь идет о товарах с более высокой степенью обработки и технологичности. Поэтому, несмотря на относительно позитивные прогнозы от подписания такого соглашения, Украина для Израиля может стать удобным поставщиком сырья. На самом деле это не соответствует задекларированным целям соглашения о свободной торговле. Потенциал обеих стран может обеспечить более эффективную интеграцию экономик к глобальным целям добавленной стоимости.

Я ни в коей мере не желаю вредить переговорам или конкретным персоналиям. Но правительству не стоит забывать об экономической дипломатии, необходимости маневрирования и отстаивания национальных интересов в переговорах. Потому что без этого мы и дальше будем гордиться экспортом зерна и металла, из которых наши так называемые партнеры будут выпекать хлеб и выплавлять сталь.