Дорогой президент. Почему не нужно ожидать чудес от поездки Порошенко в Вашингтон

Разгромная статья в The New York Times об украинской коррупции накануне визита в США Петра Порошенко ясно дает понять: внутренняя политика президента Украины догнала внешнюю

Фото: Петро Порошенко / Facebook
Фото: Петро Порошенко / Facebook
Related video

Наверное, это первый раз, когда президент Порошенко отбыл с визитом в Америку в обстановке всеобщей уверенности: поехал получать по шее. То есть общественная уверенность выражалась в гораздо более ярких терминах и с упоминанием других частей тела, но смысл примерно тот же. Словно в подтверждение общественных прогнозов в The New York Times появилась разгромная статья об украинской коррупции и о том, что Петр Порошенко ничего не делает, чтобы ее преодолеть.

И все даже будто обрадовались, что так угадали с прогнозом, и что в далеком Нью-Йорке так неплохо знакомы с нашими делами, а одновременно и огорчились, потому что до чего дошло — вон уже на каком уровне песочат. И появились опасения: Украина перестает оправдывать высокие ожидания, а все норовит оправдать низкие. Так недалеко и до клейма "неспособность к эффективному саморазвитию" и места на свалке для failed states — неудавшихся государств.

Сильной стороной президента Порошенко считалась его международная деятельность. Казалось, он говорил с западными лидерами на одном языке — в прямом и переносном смыслах. А вот наступил момент, когда утрачивается и общий язык. Коррупция для украинского президента и его западных собеседников явно означает разное: для них — постыдную проблему, для него — инструмент властвования. Внутренняя политика догнала внешнюю и отвесила ей пинок.

"В определенном смысле надежда на то, что Запад поправит нашего президента, это надежда, что нам самим в этом случае не придется браться за его корректировку"

Очень странно ждать, хотя и хочется, что президент, вернувшись из-за океана, соберет ближний круг, обведет всех просветленным взором и скажет: "Значит, так. Отныне все будет иначе". Для того чтобы знать мнение Барака Обамы о происходящем в Украине, необязательно встречаться с ним тет-а-тет, Джеффри Пайетт излагает не хуже, да и связь с Вашингтоном отменная. И если Порошенко поступал неприемлемым образом, то вовсе не потому, что не знал, как на это отреагируют американцы, а потому что считал возможным этой реакцией пренебречь. Точно так же, как он пренебрегает внутренней общественной реакцией, пока не видит в ней непосредственной угрозы.

В определенном смысле надежда на то, что Запад поправит нашего президента, это надежда, что нам самим в этом случае не придется браться за его корректировку, ведь что-то подсказывает, что остановиться будет трудно. Лучше бы, наверное, избежать, если можно.

Порошенко во время этой поездки опять просил у Запада оружие, и правильно просил. Но такому президенту давать ничего не хочется — встаньте на место тех, у кого это оружие есть. А теперь поставьте себя на место тех, кому это оружие нужно позарез прямо сейчас, и это не президент. За то, что он теряет общий язык с Западом и с собственной страной, на передовой расплачиваются утраченными шансами на выживание. С некоторых пор политические просчеты у нас измеряются в смертях. Кононенко — столько убитых и раненых, Шокин — еще вот столько, и, к сожалению, это даже не метафора, а самая прямая зависимость.

И статья в американской газете об этом, нам давно известном, хотя там прямым текстом ничего такого не написано: Украине нужно руководство подешевле, то есть, парадокс, качественнее. Нынешнее обходится дорого, слишком дорого.