Пора взрослеть. Кто способен изменить Украину к лучшему
За 25 лет независимости украинцы почти преодолели путь от патернализма к пассионарности
Украинскому государству в этом году исполняется 25 лет. И эти четверть столетия прежде всего ценны тем, что за это время появилось поколение, для которого другой родины, кроме Украины, нет и быть не может. Именно это поколение вышло на Майдан осенью 2013 года и было избито дубинками "советской милиции", именно это поколение путешествует по миру автостопом и продвигает Украину на глобальном ІТ- рынке, именно это поколение и есть лицо настоящей независимой и европейской Украины.
При этом реальность сегодняшней государственности в нашей стране шизофренична. С одной стороны — новое поколение, говорящее на нескольких европейских языках и исповедующее принципы демократии и свободы, с другой — система госуправления, которую мы получили в наследство от УССР. И это две параллельные реальности. В одной формируются новые тренды и смыслы, в другой цементируется система, где все "невозможно". И проблема в том, что старая, но очень устойчивая советская система госуправления не только не привлекает, а зачастую и отторгает новое поколение управленцев.
Сегодня в некоторых центральных и местных органах исполнительной власти можно встретить исключения, но они лишь подтверждают правило. Почему так происходит? На мой взгляд, советская система госуправления, так глубоко укоренившаяся в сознании наших людей, — это парадигма тотального патернализма. В этой системе за нас должен кто-то все решить и сделать нашу жизнь лучше. Этот кто-то — президент, премьер, начальник ЖЕКа... Он точно знает, что нужно, он все решит. Эта мысль очень глубоко укоренилась в сознании, и именно поэтому мы ждем чуда и ремонта в подъезде от нового президента или после назначения нового правительства.
"Реальность сегодняшней государственности в Украине шизофренична. С одной стороны — новое поколение, говорящее на нескольких европейских языках и исповедующее принципы демократии и свободы, с другой — система госуправления, которую мы получили в наследство от УССР"
Много поколений в СССР жили так, что за них решали, где родиться, где учиться, работать, что надевать и куда ездить на отдых. "Большой брат" Джорджа Оруэлла все еще живет в головах части нашего общества. И противостоять ему могут только новые и свободные люди. Эти новые люди, не видевшие "египетского рабства", и есть новым украинским поколением, поколением пассионариев, исповедующих европейские ценности и готовых в критический момент брать штурвал управления на себя. К этим людям также можно отнести и немногих талантливых людей старшего возраста, чьи мысли и подходы к решению непростых задач опережают время. Такие люди есть в каждом городе и стране. Они, как, например, Сахаров или Гавел, всегда будут не столько новыми, сколько иными и, к сожалению, очень часто непонятыми вовремя.
Новое поколение не будет ждать от президента ремонта водопровода в своем доме — оно уже сегодня создает ОСМД, внедряет новые технологии в ЖКХ и делает тотальную тепломодернизацию своих домов. Но долго так продолжаться не может: шизофрению нужно лечить кардинально, и это лечение вряд ли будет безболезненным. Уже очень скоро старая постсоветская система не сможет адекватно реагировать на вызовы, и не только внешние, но и внутренние. Мы уже наблюдаем ее разложение, проявляющееся в авариях водопроводов и трагедиях на мусорных свалках.
Как лошадей заменили двигатели внутреннего сгорания, а бензиновые автомобили будут постепенно вытесняться электрическими, так и систему постсоветского неофеодального госуправления с парадигмой "я — начальник, ты — дурак" навсегда заменят команды ответственных лидеров нового поколения, способных быстро и эффективно решать адаптивные задачи. К этому времени новое поколение должно, нет — обязано, повзрослеть и проявить в полной мере свою пассионарность, взяв ответственность за построение новых эффективных институтов власти и формирование новой повестки дня развития страны.