Убеждай, или проиграешь. Кто может помочь Украине в противостоянии с Россией

Союзников можно найти не только на Западе, но и среди ближайших соседей

Фото: abnews.ru
Фото: abnews.ru
Related video

Агрессивные заявления Владимира Путина, обвинившего украинское руководство в терроризме, актуализирует не только тему подготовки к отражению агрессии со стороны РФ. Украине жизненно важно искать союзников на постсоветском пространстве и опираться на их помощь.

Заявления Путина - манипулятивны, и для усиления эффекта был использован факт встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном. Полагаю, что в Москве подбирали антураж неслучайно, ведь конфликт в Карабахе, откуда родом президент Армении, остается болезненной темой для всего Кавказа. Но Украине нужно делать собственные выводы - эффективные и направленные на расширение базы союзников на постсоветском пространстве. Продолжающаяся гибридная война - это прежде всего война за умы и настроения, а не за захват территорий. Поэтому нам нужны новые союзники.

Первая, достаточно эффективная попытка интеграции на постсоветском пространстве без участия России была предпринята еще во второй половине 90-х годов ХХ века. Цементирующим фактором для создания объединения ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова - была каспийская нефть, транзит которой представлял экономическую целесообразность и порождал политический интерес. Но с тех пор прошло почти двадцать лет, и хотя офис этого объединения по-прежнему находится в центре Киева, говорить о его былом влиянии сегодня не приходится.

"Простых решений на постсоветском пространстве практически не осталось, зато есть устойчивый спрос на асимметричные действия"

Из пятнадцати республик бывшего Союза наиболее целеустремленными оказались государства Балтии, ставшие членами ЕС и НАТО и получившие гарантии безопасности от Альянса. Да, не абсолютные, как могут злорадствовать многие, но пока более эффективные, чем те, что давал Украине Будапештский меморандум. Балтийская тройка хорошо помнит советское прошлое и является катализатором повышенного внимания Запада к происходящему на постсоветском пространстве. Именно балтийские республики и Польша (при всех противоречиях между Варшавой и Киевом) во многом не позволяют ЕС вернуться к принципу business as usual в отношениях с Россией.

А вот внутри "Восточного партнерства", призванного помочь другим бывшим республикам Советского Союза продвигаться по пути евроинтеграции, отношения сейчас непростые. Былые восторги еврочиновников похоронил коррупционный скандал в Молдове, а Украина и Грузия ищут возможность получить безвизовый режим, преодолевая евроскепсис и ревность друг к другу. Армения, Азербайджан и Беларусь проблемой европейской интеграции особо не заморачиваются, по разным причинам выбрав другой формат интеграции.

При этом агрессия России против Украины породила новый формат взаимоотношений на постсоветском пространстве, напомнив о былых конфликтах и противоречиях. Армения и Беларусь проголосовали в марте 2014 года против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, не признающей Крым российским. С другой стороны, военно-техническое сотрудничество с Минском было крайне важным для Киева в том же 2014-м. Это свидетельствует о том, что простых решений на постсоветском пространстве практически не осталось, зато есть устойчивый спрос на асимметричные действия.

"Далеко не все постсоветские лидеры намерены противостоять России с открытым забралом, они предпочитают маневрировать, и Киеву предстоит научиться воспринимать их позицию с пониманием"

Украине в нынешних условиях необходимо действовать прагматично и гибко, поскольку лишних средств на обеспечение братской дружбы сегодня нет. Можно задействовать и поиск возможностей для экономического сотрудничества (промышленный потенциал нашей страны остается весомым, как и украинские достижения оборонпрома), и использование транзитного потенциала для взаимной выгоды нескольких государств, и налаживание двусторонних отношений. Затянувшийся по формальным причинам развод с СНГ не должен создавать иллюзий, будто официальный Киев цепляется за это давно исчерпавшую свой потенциал структуру. Куда целесообразнее предлагать новые варианты взаимодействия, учитывающие непростые отношения на постсоветском пространстве - в частности, фактор замороженных конфликтов и претензии Кремля на доминирование.

В целом в условиях обостряющегося противостояния Киева и Москвы было бы огромной ошибкой требовать от других постсоветских государств действовать так, как вынуждена поступать Украина. Далеко не все постсоветские лидеры (причины традиционно индивидуальны) намерены противостоять России с открытым забралом. Они предпочитают маневрировать, и Киеву предстоит научиться воспринимать их позицию с пониманием. Но наряду с этим Украине необходимо подрывать основы русского мира с помощью дипломатических приемов и щедро делиться опытом противодействия гибридной агрессии. Сам по себе статус крупного постсоветского государства, как показывает опыт, не дает больших преференций: его необходимо наполнять реальным содержанием.