Вечно молодой. Почему наше общество заботится о том, чтобы детство не кончалось
О первом смартфоне, мытье полов у кума и прочих атрибутах взросления
Как часто приходится слышать: "Мне 30 лет, а я ничего не добился в жизни…".
А когда добиваться, если 11 лет забрано школой, а потом еще 5 институтом? Можно, конечно, уйти из школы после 9 класса, но тогда тебе одна дорога в техникум или ПТУ – это плюс 3 - 5 лет вместо 2-х последних классов средней школы, и только после них возможен институт, или ты так и останешься без высшего образования. И того получается 11 – 16 лет, которые заканчиваются в твои 17 – 21 год и которые ни как не помогут тебе в становлении карьеры. А если тебе не удалось поступить в институт с первого раза то закончить ты его можешь и в 25.
Так общество позаботилось о том, чтобы детство не кончалось.
Придя на работу тебе говорят:
- Забудьте все чему вас учили в институте.
- Я не учился в институте.
- Тогда вы нам не подходите, нам нужны люди с высшим образованием.
Это анекдот, но очень жизненный. А еще, это как раз тот возраст, когда в пору обзаводиться семьей и, чтобы ее прокормить, ты идешь туда где платят, а не по специальности. И вот тебе 30 лет, ты отец или мать, пусть не большой, но семьи, родитель ребенку. Ты смог побороть безденежье, как-то выкрутиться, кого-то обеспечить, но это все еще не карьера, у тебя это все получалось, как говорится, "на перекладных", но ты уже ощутил свой статус в глазах той же семьи, знаешь цену времени и своего труда, ты уже не хочешь быть на побегушках на работе, а тебе говорят: "Ну а кто ты такой? Чего ты добился, чтобы просить такую зарплату?" И тут работодателя тоже можно понять, у него свой интерес. Насущным остается вопрос "когда?". Когда же надо было заниматься карьерой и какого ляда было 16, 17 … 20 лет учиться?? Нужно было неистово ходить по трупам? Нужно все время выбирать между семьей и карьерой? Но почему?! Кто посмел ставить человека перед выбором между детьми и благополучием?
- Если вы ничего не добились в жизни, говорите всем, что выбрали семью.
Кстати, в школе не учат быть семьянином. Не учат рассчитывать налоги и зарплату, распределять расходы, учитывая доходы. Не учат строить карьеру. Учат, что нужно много трудиться, чтобы чего-то добиться, но это же ни о чем.
- Больше всех в колхозе работала лошадь, но директором она так и не стала.
Не ставят оценки за построение стратегий и разработку бизнес планов (этим занимаются в специальных ВУЗах). За то математике учат так как будто человек уже выбрал эту профессию и ему пора сужать специализацию. И недайбох сказать это учителям. В ответ вы услышите: "Как же так! А вдруг человек математик, а мы не заметим таланта?" А ничего, что вы не заметите талант музыканта или поэта? Видимо, ничего. На то и музыкальная школа на которую нужно "выкроить" время между домашними заданиями, а потом сделать еще и д/з по музыке.
Ведь уже давно все заметили, что школьные знания не используются даже на 50%. История знает множество талантливых и даже гениальных людей, которые и школу-то не закончили, не говоря уже об институтах.
Обязательно найдутся те, кто скажет: "Чувак! С самого начала не надо работать на дядю! Работай на себя! Для открытия бизнеса не всегда нужен стартовый капитал, можно вложиться трудом. Какое-то время без денег, но зато потом … !!! Заработать можно только на продажах, а значит на труде других людей." Это все правда. Но что если человек не лидер? Это автоматически делает его низшим сословием? Если он талантлив, но не талантом руководителя, а талантом ремесленника, у него нет шансов на достойную оплату труда? Я думаю, что есть. Есть хенд-мейеры, которым удалось раскрутиться и у которых покупают их изделия за весьма достойные деньги. Есть уникальные мастера пошива обуви и/или аксессуаров, чучельники, кукольники, художники, в конце концов и, к сожалению, немногие другие, кому удалось не просто взрастить свой талант, но и вывести его на рынок. Но это единицы про которых нельзя сказать, что они пробились несмотря ни на что. У этих людей либо нет детей, либо они сами дети состоятельных родителей. И дело даже не в том, что родители вложились в их бизнес, а в том, что они их, элементарно, кормили пока те вкладывались в свое дело трудом, не думая о заработках.
Чтобы что-то построить, будь то бизнес, построенный на продажах, или своя линия ремесла (которая, в результате, выживает тоже только на продажах) нужно время, которое ты уделяешь только этому и ни на что другое не распаляешься.
Да что там бизнес? Даже для того, чтобы осознанно выбрать профессию, нужно попробовать поработать кем-то, даже, ради того, чтобы отсеять ненужное, чтобы понять, что этим ты хочешь заниматься, а этим - нет.
И для этого мало написать школьное сочинение "Кем я стану, когда вырасту?", для этого мало всего школьного образования, даже, если бы оно длилось 20 лет. Тут нужно пробовать. А когда? Если ты все время должен работать на результат. В школе тебе некогда думать о работе, ты должен учиться и хочешь-не хочешь стремиться к высоким балам, потом показать результат на тестировании, потом на вступительных экзаменах, потом на курсовых, потом ты должен прийти на работу и заинтересовать собой как готовым специалистом, а что во всем этом выбрал ты сам? Я имею в виду не "заработать много денег", а личную мотивацию к достижению цели - собственную уникальность.
Мой ребенок первый раз устроился на работу в 12 лет и заработал на свой первый смартфон.
Да в 12.
Да, смартфон.
Он 2 месяца расклеивал объявления по подъездам и получал за это 50 грн. в день. Он вовсе не думает об этих двух месяцах как об испорченном детстве – он деньги зарабатывал – это круто! Помню как однажды он ехал с работы домой и так устал за день, что заснул в троллейбусе. Потом звонил мне домой, заплаканный, говорил, что не знает куда заехал и не знает как ему быть, а деньги на дорогу уже потратил. Ему пришлось идти пешком (сонному и заплаканному), ориентируясь по троллейбусной линии, с поселка Жуковского на Веснина (это Харьков). Я его очень жалела, очень хвалила и очень обнимала и целовала, готова была кормить из ложечки, хотя он у меня уже давно сам готовит и уж разогреть себе еду точно сам может. Но ведь это же тоже опыт - опыт взросления, опыт не заснуть в троллейбусе, когда у тебя уже нету денег. Разве нет? Этому можно научить в какой-то школе?
В 12 лет нам повезло найти такую работу, а в 13 и 14 не повезло. Везде говорили, что берут только с 18-ти, а расклеивать объявления он уже не хотел и не захочет больше, и это тоже опыт. Можно сказать, что такая работа не для тебя, унизив при этом труд тех, кто расклеивает объявления? Хорошо ли это? Теперь, когда мы проходим мимо метро и я уворачиваюсь от раздавал листовок, мой ребенок берет листовку и говорит: "Тебе что, трудно взять? Потом выбросишь. Для человека же это работа.".
Потом он мыл полы в офисе у кума (заменял заболевшую уборщицу) и это было уже не 50 грн. в день, а 50 грн. в час – стремительный карьерный рост, скажу я вам. Но и на такую работу нужно 18 лет, а почему? Мыть полы в 13 лет – это взрослая работа за деньги. Мыть полы в 18 лет – это уже почти унижение. Мне, конечно, возразят, что любой труд почетен, но в это ни кто не верит. Как раз таки уборщиком, официантом в фаст-фуде, курьером, да и на многих других работах, не требующих квалификации, детям бы и работать. Это приучает к ответственности, ценности времени, соотношению времени и денег в данном экономическом пространстве, о котором ВСЕ узнают именно так, а не при помощи функций и пропорций.
Такое положение вещей с нашим образованием мне объяснил один знакомый, очень приближенный к школе. Оказывается, эти условия, связанные с нахождением детей в школе, министерству образования диктует министерство внутренних дел.
Полиция согласна нести ответственность за наших детей только когда они в школе. Именно поэтому еще совсем недавно наше среднее образование пытались сделать не 11-ти, а 12-летним. У них, оказывается, меняется график дежурств с зимнего на летний в связи со школьными каникулами.
- По результатам школьного сочинения "Как я провел лето" было раскрыто 2 убийства, 3 квартирные кражи и 5 изнасилований.
Этим объясняется и тот факт, что дети, теперь, идут в школу с 6-ти лет хотя все опытные педагоги жужжат театральным шепотом во все уши всем мамашам "Ненннадо!!! Чем позже – тем лучше. Он все успеет … поступит … не волнуйтесь и не спешите." Это правда. Мы шли в школу с 7-ми лет и учили таблицу умножения 2 четверти, кажется. Сейчас они учат ее год, а если будут идти в школу с 3-х лет то будут учить ее же 3 года (потому что маленькие), а в 10 лет ее можно выучить за неделю. И так по всем предметам.
Ребенок может быть из неблагополучной семьи, и в садик его могут не отдать по причине того, что садик это элементарно дорого и вообще не обязательно, а в школе он накормлен бесплатным завтраком и как-то еще и присмотрен до обеда + продленка. В общем, огражден хотя бы на какое-то время от неблагополучных родителей.
То есть, образование у нас продиктовано заботой о гениальных математиках и о неблагополучных детях, а так хочется нормы.
Мой ребенок хочет стать поваром. Он уже давно сам готовит и ему не хватает профессионального сообщества. Интернет – это не то. Там игры и соцсети. Надо, чтобы кухня и рецепты из уст в уста, и чтобы за деньги. Он мог бы уже сейчас работать на этой ниве, приобретая опыт и новые знания. Это что звезда с неба?
Ему не понадобится та физика, которую они сейчас проходят в школе. Если она его заинтересует, то в интернете примеры всех физических процессов показаны наглядно, доступно, с экспериментами, которых нет и не будет в школе, но сейчас не об этом, а о том, что я одеваю, обуваю и кормлю взрослого мужика (рост 180 см, вес 90 кг.) – зачем? Потому, что мне для него ни чего не жалко? Это известная манипуляция, но речь и не об этом тоже. Проходят годы его активной сознательной жизни впустую с точки зрения будущего и карьеры, с тех же 12-ти, ну пусть даже 14-ти лет и до тех пор пока не "отучится". У них в этом возрасте просыпается гонор, они нащупывают свои права в этом мире. Это называется "трудный возраст", и выглядит он уродливо, потому что некуда эти права применить. Он дома ребенок, в школе ученик и ни где не хозяин. Что же остается? Остается их вымещать.
Только что он пришел из школы и рассказал, что одна девочка, у них в классе, напилась. Девочка из благополучной семьи! Она выпила 3 банки энергетика и ей сорвало крышу: она накричала на учителя и набросилась с кулаками на какого-то мальчика, потому что думала, что он ее снимал (на камеру, надо полагать). В результате вызвали врача, родителей и откачивали в медпункте. Ну а что? Надо же все в жизни попробовать. Только под этим "все" подразумеваются алкоголь, наркотики, дальше вы сами знаете, потому, что только это им и предоставлено из всех атрибутов взросления.