Земля свободных. Создание рынка сельхозземель может ускорить рост ВВП до 5% в год

Главное — преодолеть собственные страхи и не слушать популистов

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В 2019 году Украине предстоят пиковые выплаты по внешним долгам. Их сумма составит $6 млрд, из которых лишь в счет обслуживания долга необходимо будет заплатить $2 млрд. За следующие 4 года только по валютным долгам Украины нужно будет выплатить $27 млрд.

Чтобы сделать это и не подорвать развитие экономики, Украине придется наращивать темпы роста. В I квартале этого года рост ВВП составил 2,3%. Премьер говорит о необходимости роста хотя бы 5–7% в год.

У нас есть возможности для ускорения. К ним относятся дерегуляция и улучшение делового климата; привлечение инвестиций, в том числе за счет прозрачной приватизации неэффективных и убыточных госпредприятий, и, наконец, отмена такого рудимента постсоветской эпохи, как мораторий на продажу земли, который подкашивает развитие сельского хозяйства.

Отмена моратория может стать той самой точкой роста, которую ищет каждый второй депутат в украинском парламенте. И для ее запуска не нужно изобретать велосипед. В недавнем интервью об этом сказала и Сату Кахконен — директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы: земельная реформа, а именно запуск рынка земли, способна быстро "завести" экономику Украины.

Мораторий на продажу сельхозземель — фактор риска, который сдерживает инвестиции в сектор, ограничивает рост производительности и искажает структуру сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство Украины сегодня ориентируется на сырьевые культуры. В то время как продукты переработки сельхозпродукции и товары с высокой добавленной стоимостью Украина импортирует.

Мораторий на продажу сельхозземель — фактор риска, который сдерживает инвестиции в сектор, ограничивает рост производительности и искажает структуру сельскохозяйственного производства

Из-за моратория значительная часть фермеров и все крупные производители сельхозпродукции работают на арендованных полях. У них нет гарантий, что они продолжат трудиться на этой земле через пять-десять лет. В такой ситуации долгосрочные инвестиции не имеют экономического смысла. Как результат, гектар украинской земли дает один из самых низких доходов в Восточной Европе по сравнению с тем, что мог бы давать, если бы на нем работали вдолгую. По статистике Всемирного банка, в 2014 году добавленная стоимость на гектар земли сельхозназначения в Украине составляла $413, в то время как в Польше — $1,1 тыс., в Германии — $1,5 тыс., а во Франции — $2,4 тыс.

Чтобы давать такую отдачу, как в Германии, Франции или хотя бы в Польше, на земле должны расти многолетние растения — сады и ягодники. Они требуют длительных инвестиций, порой создания ирригационных систем, но при этом дают значительно большую отдачу. Доходность инвестиций в орошение в Украине очень высока, однако риски делают их неприемлемыми для инвесторов. Причина все та же — невозможность получить право собственности на землю (долгосрочные гарантии), а также раздробленность собственности на землю. В Украине средний пай имеет размер всего лишь 3,6 га, а это более 300 договоров аренды для работы хозяйства размером в 1 тыс. га. Оба фактора — следствие моратория.

Если бы по уровню добавленной стоимости с гектара Украина достигла показателей хотя бы соседней Польши, совокупный размер ее аграрного сектора, по грубым подсчетам, был бы в 2,7 раза больше.

Добиться такого роста может быть даже легче, чем на других направлениях. Если в дерегуляции для достижения ощутимого эффекта необходимо пересмотреть тысячи устаревших регуляторных актов, то для рывка в агросекторе нужно лишь отменить мораторий и запустить рынок. А для этого — принять закон про оборот сельхозземель, как того требует Земельный кодекс Украины.