"Громкие" не стреляют. Что заставило школьного стрелка из Казани взяться за оружие?
Почему компьютерные игры не повышают уровень агрессии. Почему психическое заболевание повышает риск стать жертвой убийцы, а не убийцей. Почему агрессивное поведение может быть ответом на тревожность, сопровождающую стресс. Почему дефицит положительного внимания заставляет браться за оружие.
Читает меня не очень много людей. Капля в море против обывательского вала. Но те, кто читает, постарайтесь – даже на фоне ужаса и подсказывающего вам в защитном порядке мозга – отходить от всплывающих из мозжечка стереотипов.
Нет. Компьютерные игры не повышают уровень агрессии. Это доказано. Проведено немало лонгитюдных исследований на эту тему. Со всех сторон, в разных дизайнах. Нет. Никак никакие компьтерные игры на уровень агрессивности не влияет.
Нет. Убийца с идефикс практически никогда не является подлинно психически больным человеком. Среди жестких преступников людей с реальными психиатрическими заболеваниями – чуть более 2% от всех преступников. 97% с лишним убийц психически здоровы. Это тоже доказано масштабными исследованиями.
А вот жертв жестоких преступлений среди психически больных гораздо больше, чем здоровых. Психическое заболевание повышает риск стать жертвой убийцы, а не убийцей.
Еще смешнее звучит "все зло в интернете". Это как сказать "все зло – в телеграфном столбе". Интернет – это средство связи. В нем можно найти как сделать бомбу, можно найти, как сделать мягкую игрушку для больного ребенка, можно найти, как испечь пирожки для хосписа.
Что повышает агрессию? Из того, что тоже доказано в разных исследованиях.
Во-первых, агрессивное поведение (или агрессоподобное поведение) может быть ответом на тревожность, сопровождающую стресс. Во-вторых, и это очень важно, несколько исследований указывает на четкую корреляцию агрессии с низкой самооценкой.
Например, работа исследователей из Национального университета Кенгбук в Южной Корее изучала связь между неустойчивой самооценкой и агрессией. В ней рассматривается вопрос, не является ли нестабильность самооценки (т.е. высокая внутрииндивидуальная изменчивость самооценки) дифференциально связанной с различными типами агрессивного поведения.
Для исследования бралась выборка из 235 детей предподросткового возраста. Самооценка измерялась четыре раза, четыре дня подряд, проактивное и реактивное агрессивное поведение оценивались в равных номинациях.
Для описания стабильных черт и флуктуирующих компонентов состояния самооценки использовалась скрытая модель "черта-состояние-случай".
Эмпирические результаты показали, что в самооценке не компонент "черта", а компонент "состояние" имел существенную связь с агрессивным поведением.
При контроле над компонентом "черта", компонент "состояние" имел позитивную связь с реактивной агрессией и негативную связь с проактивной агрессией.
Еще одно исследование ученых из Калифорнийского университета в Дейвисе также показало, что низкая самооценка связана с агрессией, антисоциальным поведением и склонностью к совершению правонарушений.
Данное исследование исследовало противоречивую связь между глобальной самооценкой и экстернализацией проблем, такой как агрессия, антисоциальное поведение и правонарушения. В трех работах ученые обнаружили явную связь между низкой самооценкой и экстернализацией проблем.
Эта связь была отмечена при измерениях самооценки и экстернализации на основе данных самого испытуемого, оценок учителей и родителей, отмечена для участников исследования различных национальностей (США и Новая Зеландия) и возрастных групп (подростки и ученики колледжа).
Более того, эта связь была выявлена как поперечно, так и лонгитьюдно, и после контроля над потенциальными смешивающими переменными, такими как наличие/отсутствие поддерживающих родителей, отношение ребенка с родителями, отношения со сверстниками, успеваемость в учебе, социально-экономический статус и уровень интеллекта.
К тому же влияние самооценки на агрессию оказалось независящим от нарциссизма, что является важным выводом, с учетом недавних заявлений, что люди с нарциссизмом, не обладающие низкой самооценкой, являются агрессивными.
Это очень важные факторы. В нашей современной школе, находящейся в глубоком кризисе в плане психолого-педагогических компетенций у учителей и администраторов школ, ан масс в учительских паттернах, шаблонах – во-первых, репрессивные реакции, принижающие фразы, оскорбительные фидбэки.
Это почти автоматизмы, которые необходимо вытравлять из педагогического лексикона, потому что они – не так безобидны, как кажется.
В наших школах дети боятся делать ошибки (ошибка в нашей школе – не способ обучения, а грех, нарушение и причина для оскорблений). В наших школах умеют работать только с заведомо высокомотивированными учениками.
Учеников с нормальными когнитивными данными, но с пониженной мотивацией (в силу разных социальных, в том числе, обстоятельств) не любят и учить не умеют. Для них создают хроническую ситуацию неуспешности.
Это последовательная депривация самооценки, которая ведет к психическому резистанту. Вплоть до самого ужасного. Школьный стрелок, представьте себе, может пойти на преступление, чтобы доказать, что он умный.
Хроническое унижение и размещение его в страте неудачников вызывает желание проявить себя "высокоинтеллектуально" — ведь спланированное и совершенное преступление в этой извращенной логике доказывает наличие высокого интеллекта, которое отвергалось в условиях текущей учебной жизни.
Заметьте, что ни стрелок, то, как указывают свидетели, в анамнезе у него "он был ОЧЕНЬ ТИХИЙ парень". Громкие не стреляют. Это значит, что человек не был примечен, он жил в жестком дефиците ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО внимания. За ним, в итоге, он идет с ружьем.
Такие преступления – всегда многофакторный риск. Но однозначно то, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать. В области законодательства надо точно усиливать нормы, пресекающие насилие в семье.
Необходимо грамотно и планомерно развивать инклюзию. Необходимо развивать в школах принципы демократии.
Необходимо особе внимание гуманитарным дисциплинам – литература, история, обществоведение, искусствоведение, иностранные языки. И гуманитаризация точных наук (зачем мы изучаем химию и биологию – чтобы познать ЧЕЛОВЕКА). Точные и естественные науки крайне нужны.
Но любая агрессия – это, в первую очередь, катастрофический дефицит soft skills. А эти навыки – продукт гуманитарный.
Из мониторингов и контрольно-измерительных стратегий максимально убирать соревновательность и внедрять командность. Не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот лучше, кто шустрее подсобил в достижении общей цели.
Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе (вместо вооруженной охраны).
Необходимы уроки коммуникации – бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, СЛОВЕСНОМУ выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации. Без всего этого школа не будет безопасным местом.